Три крупных консорциума поборются за право арендовать на 25 лет крупный инфраструктурный пакет, включающий в себя два стамбульских моста через Босфор и две тысячи километров магистралей.
Предполагаемая стоимость этих объектов оценивается примерно в $5-6 млрд. Ожидается, что за четверть века новый хозяин сможет заработать на них $7 млрд. В прошлом году государство заработало на этих объектах $410,6 млн, а за первые 8 месяцев текущего года — $300 млн.
Впервые тендер был объявлен в декабре, но его дату переносили четыре раза по просьбе участвующих в нем компаний. Окончательные переговоры проходят сегодня, и в них участвуют 3 объединения: Koç Holding AŞ-UEM Group Berhad-Gözde Girişim, Nurol Holding AŞ-MV Holding AŞ-Alsim Alarko Sanayi Tesisleri ve Ticaret AŞ-Kalyon İnşaat Sanayi ve Ticaret AŞ-Fernas İnşaat AŞ и Autostrade Per I'Italia SPA-Doğuş Holding AŞ-Makyol İnşaat Sanayi Turizm ve Ticaret AŞ-Akfen Holding AŞ Ortak Girişim Grubu.
Фаворитом считают объединение турецкого холдинга Koç, дочерней фирмы Ülker Gözde Girişim и малазийской группы Berhad. Ранее в прессе ходили слухи, что компании, участвующие в тендере, обращались в несколько турецких банков для получения займа в $3 млрд.
Правительство придает огромное значение этому тендеру, так как оно хочет довести выручку от приватизационных проектов до рекордных $10 млрд за текущий год. Ранее в этом году правительство передало в частные руки часть акций турецкого Halkbank за $2,5 млрд и приватизировало за $1,96 млрд энергетическую фирму BEDAŞ, которая снабжает электричеством европейскую часть Стамбула. Правительство надеется, что передача данных объектов в частные руки повысит качество дорог, снизит количество аварий и объем выхлопов за счет более гибкой и логичной системы управления автомобильными потоками.
Победитель тендера получит на ближайшие 25 лет право на управление магистральными шоссе, мостами и всеми сопутствующими объектами, включая платные проезды и центры технического обслуживания и контроля.
Пакет включает в себя магистрали Эдирне-Истанбул-Анкара, Позанты-Тарсус-Мерсин, Тарсус-Адана-Газиантеп, Топраккале-Искендерун и два стамбульских моста через Босфор. Также в пакет войдут соединительные дороги между этими магистралями и периферийные пути к мостам через Босфор.
Самыми лакомыми кусками, безусловно, являются именно стамбульские мосты, ежедневный поток через которые оценивается в сотни тысяч машин. В период с 2001 по 2011 год за проезд через них было собрано в общей сложности $2,57 млрд.