Цены исчезают в полночь

Есть в осени чудесная пора, когда товары класса люкс становятся по карману самым простым смертным — и она не за горами!

Многие знают, что крупнейшие магазины мира объявляют рождественские распродажи уже в ноябре. Но мало кто знает, что до масштабных рождественских распродаж торговые центры устраивают pre-sale — что-то вроде предраспродажи. Они происходят как в режиме значительных дисконтов на отдельные виды товаров, так и в виде ночных распродаж, когда ровно в полночь цена падает вдвое (за такими акциями надо следить в Интернете). Октябрьский шопинг — это для тех, кто хочет затариться со скидками до того, как начнется самое впечатляющее предрождественское шоу, когда к прилавкам, толкая друг друга, в одинаковом экстазе рвутся богатейшие люди мира, голливудские звезды и обычные покупатели — туристы и рядовые горожане. В октябре же получить свои дисконты вперед всех и по-тихому стремятся те, кто устал от «локтя друга в боку».

Что это за лавочки?

Конечно, громады торговых центров слегка подавляют своим великолепием, а если еще мимо Том Круз с тележкой покупок катится… Но бояться их не надо: да, цены там зашкаливают, но только до середины октября. Потом они начинают тихо падать, а с начала ноября и до 25 декабря из заоблачных временно превращаются в реальную уцененку. Но не зря Эмиль Золя, автор масштабной эпопеи о магазинном безумии — романа «Дамское счастье», — говорил: «Не надо теряться от внешнего шика и блеска больших магазинов! Помните: все они некогда образовались из скромных лавочек, и торгашеские хитрости у их владельцев остались те же. Всем им выгодно уценить и распродать остатки товара».

Ознакомимся с крупнейшими «лавочками» мира, узнаем, какие хитрости для привлечения покупателя применяют их хозяева, и убедимся: ничего страшного тут нет. Останется попасть в искомый город и приготовиться к сражению за элитные покупки по сниженным ценам.

Нью-йоркский «Saks»

Легендарный «Saks» на 5-й авеню считается самым гламурным и стильным нью-йоркским магазином. Еще только подъезжаешь к нему в такси, а швейцар уже кланяется и услужливо распахивает двери. Так и чувствуешь себя потомком Рокфеллера! «Saks» помимо своей кричащей роскоши отличается очень хитрой и гибкой коммерческой политикой. Особенно наглядно это просматривается в его вечной конкуренции со старейшим и крупнейшим в США нью-йоркским универмагом «Macy’s». «Macy’s» — это огромный муравейник, распродажи в котором славятся толпами покупателей, безжалостно расталкивающими друг друга, и целыми горами мусора, остающимися после битвы за дешевый товар. Также этот торговый центр известен рекордным количеством воров на один квадратный метр торговой площади: тут и банальные карманники, и больные клептоманией. Так что окажетесь внутри — держите под присмотром карман и сумку. Владельцы «Macy’s» прославились своим безжалостным отношением к воровству: малейшее подозрение — сразу наручники и в участок. Однажды здесь замели саму Вайнону Райдер, самую знаменитую клептоманку Голливуда. А она обиделась и ушла на 5-ю авеню, в соседний «Saks», где влегкую вынесла шмоток на сумму более 5 тысяч долларов. Дело в том, что хитрые владельцы «Saks» не стали мешать воровке: ей дали спокойно вынести награбленное и задержали уже на улице. А потом за счет раздутого в прессе скандала еще и увеличили свои продажи. Кстати, с тех пор и в «Macy’s» внушающих подозрения важных персон не сразу волокут в полицию, а ждут, пока те как следует проворуются.

Торгашеские хитрости. Теперь в витринах «Saks» тоже живые картины и кукольные спектакли, но первым ввел эту моду все же его извечный соперник «Macy’s». Магазины вечно спорят, у чьих витрин толпится больше прохожих. Если будете проворными и не затеряетесь в толпе у «Saks», бегите в косметический отдел — он находится в центральном зале первого этажа. Помады, косметички, заколки, тени для век и прочие приятные женские штучки в период распродажи стоят сущие копейки — меньше доллара. Это сделано специально. Войдя в покупательский азарт, дамы начинают сметать вещи подороже. Хотя и они в это время намного дешевле, чем обычно. Например, блузка от Йоджи Ямамото, которая изначально стоила 600 долларов, в октябре подешевела до 300, а к Новому году — до 200 «зеленых». Также могут неожиданно достать из-под прилавка партию именных зонтов за смешные деньги или объявить акцию «Любая вещь — за доллар!». Вот тут-то и начинается давка. Будьте осторожны, но настойчивы — и без покупки не останетесь.

Что нужно знать. «Saks» — это не просто название магазина, это некий пароль для входа в изысканное и закрытое общество. Поэтому в этом торговом центре можно просто тусоваться — и вы уже прикоснетесь к святая святых. Благо почти вся светская жизнь Большого Яблока будет протекать у вас буквально под носом. Ведь поздняя осень в Нью-Йорке — время бродвейских премьер, вернисажей, пышных приемов, а там и День благодарения не за горами, и Хеллоуин, и Рождество, и Новый год. А ко всем этим событиям нужны новые наряды, аксессуары и, конечно, впечатления.

Владельцы «Saks» любят делать ставку на громкие имена и с удовольствием заключают контракты на модные презентации и первоочередные права продаж супермодных новинок. Именно отсюда началась карьера одной из самых предприимчивых американок — Эсти Лаудер: «Saks» был первым магазином, с которым она договорилась о поставках своей парфюмерии, ныне известной во всем мире. В «Saks» рекламировала свою пляжную коллекцию Элизабет Херли. Джейн Сеймур, «доктор Куин, женщина-врач», заключила эксклюзивный контракт с «Saks» на создание собственной коллекции детской одежды и аксессуаров. А певец Боно («U2») вместе с женой в этом торговом центре впервые представил публике свои дизайнерские опыты — коллекцию одежды из натуральных тканей, расписанную растительными красками инков и вышитую стихотворной вязью.

А еще «Saks» не скупится на то, чтобы засветиться в кино. Например, в фильме «Продавщица», снятом по сценарию знаменитого комика Стива Мартина, героиня Клэр Дэйнс работает именно в этом универмаге. Интересно, что в самой книге Мирабелла работала продавщицей вовсе не в «Saks», а у его второго после «Macy’s» конкурента — в магазине «Neiman Marcus». О том, во сколько стало владельцам «Saks» уболтать автора заменить название, можно только догадываться.

Лондонский «Harrod`s»

Этот самый известный и экстравагантный торговый центр Британии вырос из ветхого бакалейного магазинчика. Его владелец — египетский миллиардер Мухаммед аль-Файед, отец покойного жениха принцессы Дианы Доди. В свое время Мухаммед очень надеялся заполучить британскую принцессу в невестки. Ради нее он даже не раз закрывал на несколько часов свой огромный торговый центр для всех покупателей, чтобы Диана могла делать покупки, не боясь папарацци. Принцесса получала огромное удовольствие, босиком прогуливаясь по многочисленным отделам магазина. Чтобы дать представление о средних ценах в «лавочке» под названием «Harrod’s», приведем пример из ассортимента обувного отдела: босоножки платиновые, 1 пара, отделка — бриллианты натуральные, 464 штуки, состояние — б/у, цена — 1 миллион долларов. Бэушными эти босоножки сделала актриса Лори Херинг, однажды надев их для съемок в блокбастере «Малхолланд Драйв». Но это еще ерунда. Говорят, арабские шейхи просто перестают себя уважать, если за один заход не оставляют в «Harrod`s» 4–5 миллионов фунтов стерлингов. И это для них не крупный шопинг, а так — женам украшений прикупить.

Торгашеские хитрости. О начале распродажи «Harrod`s» традиционно заявляет на несколько дней позже конкурентов. И тогда граждане, уже изучившие предложения других магазинов, буквально ломятся к аль-Файеду. А он и рад стараться: вышколенные продавцы приведены в полную боевую готовность, а посетителей встречают звезды. Вообще Мухаммед очень любит всяких знаменитостей, а они — его. Праздничную иллюминацию под Рождество в «Harrods» зажигает Лиз Херли, а распродажи открывают самые популярные красотки мира — Сальма Хайек, Кристина Агилера или Люси Лиу. Постоянные клиенты торгового центра — Шэрон Стоун, Пэрис Хилтон, Виктория Бекхэм, сэр Пол Маккартни, сэр Элтон Джон и многие другие звезды и толстосумы. На некоторых вещах в универмаге можно увидеть таблички типа «Отложено для Мадонны». Все это, конечно, привлекает любопытных. Но во время распродажи можно и реально что-то купить. Цены на отдельные предметы снижаются в десятки раз. Здешние продавцы любят рассказывать историю о том, как Анджелина Джоли как-то урвала тут детскую кроватку всего за 50 фунтов! Весь октябрь на глазах тают цены на сувениры, галантерею и вообще на все, что сгодится в подарок к праздникам. Советуем непременно посетить парфюмерный отдел: в прошлом году под Рождество там «выкинули» именные коллекционные духи, выпущенные ограниченным тиражом, всего по 20 фунтов! В то время как еще неделю назад они стоили все 2 тысячи.

Не проходите мимо огромных контейнеров с надписью «Все по одной цене». Туда обычно скидывают остатки дизайнерских коллекций текущего сезона, и у вас есть шанс фунтов за 100 прикупить такое же платье или костюм, какие в конце лета голливудские селебритиз приобрели за несколько тысяч. В каждом из отделов считают своим долгом с самого начала октября начать подвигаться в цене хотя бы на какой-то вид товара. И если в октябре в шопинге следует руководствоваться поговоркой «кто ищет, тот всегда найдет», то уже с середины ноября придется работать локтями. В период рождественской лихорадки не только рядовые граждане, но даже звезды и шейхи, охотясь за дешевизной, порой теряют человеческий облик.

Что нужно знать. В «Harrod`s» существует свой дресс-код. Сюда не пустят в рваных джинсах, шортах, грязной одежде или обуви. А также быстренько выпроводят граждан нетрезвых и сомнительной наружности. В стенах элитного универмага все должно быть красиво и пристойно. Однажды жертвой этих правил пал сам прославленный «роллинг» Мик Джаггер. Он попытался проникнуть в торговый центр, накачавшись пивом и в сандалиях на босу ногу. И услышал от швейцара непреклонное: «Простите, сэр, но вам следует поспать и переодеться».

Если вам ничего не приглянется в «Harrod`s», имейте в виду: его главный соперник, универмаг «Harvery Nichols», находится через дорогу. Кстати, именно этот торговый центр переманил у Мухаммеда аль-Файеда таких престижных покупателей, как члены королевской семьи Великобритании. И уж точно к Рождеству владельцы «Harvery» снова разобьются в лепешку, но их цены будут на порядок ниже, чем у заклятого конкурента.

Парижский «Galeries Lafayette»

Этот торговый центр расположился в настоящем парижском памятнике архитектуры, так что туда многие идут как на экскурсию. А владельцы исторического здания изо всех сил стараются сделать посетителям приятное, впарив им по ходу экскурсии остатки сезонных коллекций. Например, уже в октябре здесь существенно понижают цены на самые известные марки французских духов, а также щедро раздают всякие пробнички и подарочки. Кстати, если набрать в каждом отделе пробников, можно затариться парфюмом на год вперед. Кстати, и здесь не обошлось без шустрой Эсти Лаудер. Она как-то совершила удачный маркетинговый ход на стремлении управляющего «Lafayette» угодить своим покупателям. Когда с ней отказались заключить контракт на поставку ее новых духов «Свежесть юности», Эсти как бы ненароком разбила флакон в самом центре торгового зала. И по универмагу понесся дивный свежий аромат. Публика, присутствующая в магазине, потянула носами и забросала управляющего вопросами: «Что за новый запах? В каком отделе можно приобрести?» И контракт с фирмой Эсти Лаудер был тут же заключен.

Торгашеские хитрости. А уж покупательниц здесь обольщают прямо-таки по Золя. Например, если девушка купила сексуальное нижнее белье, ей непременно предложат к нему в подарок несколько бесплатных уроков стриптиза. Причем вести их будут профессиональные хореографы, гарантирующие, что их ученицы выступят в бельишке из «Лафайетт» в самом лучшем виде. А еще в «Galeries» предлагают товары в рассрочку — расплатиться за них можно в течение 45 дней. Правда, тогда придется стать парижанами еще на месяц. Приятно, что шикарный торговый центр не брезгует принимать товар назад, если он не удовлетворил покупателя, и безропотно возвращает за него деньги. В принципе сегодня это нормальная практика для крупных магазинов, но обычно она не распространяется на товары, приобретенные на распродаже. А в «Lafayette» можно вернуть даже 1-еврового Санта-Клауса, если он вам разонравился.

Что нужно знать. Имейте в виду: в Париже, как и во всей Франции, часы торговли магазинов ограничены законом. Например, по воскресеньям магазины или открываются на пару часов, или вовсе закрыты. Считается, что в воскресенье добропорядочный горожанин должен идти в церковь, а не бегать за покупками. Поэтому заранее узнайте расписание интересующих вас торговых точек и планируйте свой вояж так, чтобы не терять время. Основные конкуренты «Galeries Lafayette» — не менее известные торговые центры «Le Printemps» и «Bon Marche». Последний, кстати, находится в здании, построенном по проекту автора Эйфелевой башни.

Совершенно секретно: только для дам

Женщины, которые всегда выглядят на 5+, отлично знают: некрасивых фигур не бывает, бывает неправильно подобранная одежда. А вот с нужными размерами в некоторых странах напряженка. Если дама худенькая, как подросток, а-ля манекенщицы Твигги и Кейт Мосс, и вынуждена иногда наведываться за нарядами в «Детский мир», ей — в Париж! Француженки в своем большинстве довольно хрупкие, и здесь в изобилии имеются стильные дизайнерские вещи, соответствующие российскому 40–42-му размеру. В Италии или Испании, например, такие отыскать трудно. Зато там есть все для дам с формами в стиле Джей Ло и гораздо крупнее. Так что, если природа не обделила вас богатыми рельефами, как у знойных европейских южанок, отправляйтесь на охоту за фирменной уцененкой в мадридский «El Corte Ingles» или римский ««Rinascente».

Жанна Голубицкая, Московский Комсомолец