Турция экспортирует питьевую воду в 42 страны

Объём рынка питьевой воды в Турции достигает 10,5 млрд литров в год.

«Самый быстрорастущий сектор экономики в мире — производство напитков», — говорит председатель совета директоров Ассоциации производителей бутилированной воды (SUDER) Исмаил Оздемир. По темпам роста производства в этой отрасли Турция за последние десять лет вышла на ведущие позиции в мире, занимая третье место после Китая и Индонезии.

По данным Министерства здравоохранения Турции, по состоянию на 2013 год в Турции существует 323 лицензированных бренда бутилированной питьевой воды. В их числе 250 брендов питьевой артезианской воды, 59 минеральной и 14 — обычной питьевой воды. При этом, как отмечает Исмаил Оздемир, благодаря росту потребления воды в последние годы, турецкий рынок питьевой бутилированной воды является восьмым крупнейшим в мире после таких стран, как США, Китай, Бразилия, Германия, Мексика.

Турция располагает большими ресурсами питьевой воды. По мнению генерального директора компании «Хамидийе» Кенана Кылыча, необходимо наращивать экспорт этого вида продукции. Он выступает за то, чтобы и другие компании, работающие в этом сегменте, также наращивали экспортное производство. Оборот рынка питьевой воды в Турции достигает 4 млрд лир, однако потребление воды в расчёте на душу населения в Турции ниже, чем в среднем по Европе. Кылыч отметил, что его компания «Хамидийе» является одним из ведущих турецких экспортеров питьевой воды. «Мы осуществляем экспорт в 42 страны. Налажены поставки в различные торговые сети в Китае, Африке, Сингапуре, Австралии, Японии, Южной Америке и почти всех странах Ближнего Востока», — пояснил он. С 2005 года объём экспорта питьевой воды в долларовом выражении увеличивался на 20% ежегодно. «При сохранении таких темпов роста к 2023 году объём турецкого экспорта питьевой воды достигнет 300 млн долларов», — считает гендиректор «Хамидийе».

Кенан Кылыч затронул и вопрос продажи некоторых компаний отрасли зарубежным собственникам. «Из четырёх ведущих брендов питьевой воды в Турции первые два иностранные, остальные — отечественные. Из общего оборота рынка, т.е. 4 млрд лир, на долю иностранных компаний приходится только 25 процентов, — заметил Кылыч. — Торговля — это своего рода философия. Мы занимаемся торговлей во многих точках планеты и не должны воспринимать иностранные инвестиции как нечто негативное. Иностранцы могут разрабатывать скважины в нашей стране либо приобретать уже существующие турецкие компании». Кылыч продолжает: «Нам также поступают предложения как из Турции, так и из-за рубежа о покупке нашей компании, но мы закрыты для подобных сделок. «Хамидийе» — это предприятие, основанное 110 лет назад султаном Абдулхамидом Вторым. И мы не рассматриваем никакие подобные варианты».