Турция активно расширяет сеть высокоскоростных железных дорог

Рост темпов железнодорожного строительства в Турции вселяет надежду, однако страна отстает не только от лидеров в данной отрасли, но и от других стран сравнимого размера и уровня развития.

Турция вкладывает миллиарды долларов, чтобы наверстать это упущение, уделяя особое внимание модернизации обветшавших путей и созданию возможности перемещения между крупными городами на высокоскоростных пассажирских поездах.

Первые высокоскоростные поезда появились ещё в 1960-е годы, но до 80-х не имели широкого распространения. Япония, являющаяся первопроходцем и по-прежнему остающаяся мировым лидером в этой отрасли, открыла свою первую линию в 1964. Франция, чья сеть TGV является одной из лучших в Европе, открыла первую линию в 1981, а Германия — в 1991 году. В Китае в настоящее время наблюдается бум высокоскоростного железнодорожного строительства.

По данным Международного союза железных дорог, Турция уже завершила строительство 444 километров высокоскоростных линий, связывающих Анкару с городами Эскишехир и Конья. В скором времени будет достроено еще 236 км путей и Эскишехир будет соединен со Стамбулом в соответствии с предвыборным обещанием правящей Партии справедливости и развития.

Все больше людей пользуются скоростными поездами. Если в 2009 году, когда была открыта первая линия, число пассажиров составило 942 тыс., то в 2012 году оно увеличилось до 3,35 млн человек.

В соответствии с целями правительства, к 2023 году году — столетию со дня провозглашения Турецкой Республики — планируется соединить высокоскоростными железными дорогами Анкару с Сивасом на востоке и Анкару с Бурсой и Измиром на западном направлении.

Другие направления, которые будут освоены в ближайшее время, — Сивас-Эрзинджан, Анкара-Кайсери и Стамбул-Болгария. Таким образом, общая длина высокоскоростных железнодорожных линий составит 2805 километров.

Самый загруженный маршрут в Турции — это дорога из Анкары в Стамбул. В этом направлении каждый час вылетают самолеты и каждые 15 минут отправляются автобусы. Поэтому расширение высокоскоростной линии из Анкары до Стамбула имеет огромное значение.

Планируется, что поезд будет идти 3 часа и прибывать не в сам Стамбул, а в пригород Пендик, откуда до Стамбула можно будет доехать автобусом, время следования которого составляет около часа. Таким образом, дорога из Анкары до Стамбула будет занимать 3—4 часа, что быстрее автобуса, но дольше самолета.

Автобусные компании не боятся конкуренции, утверждая, что многие откажутся от путешествия на экспрессе из-за неудобного расположения вокзала и высоких цен на билеты.

В соответствии с сообщениями турецких СМИ, цена на билет составит 70—80 турецких лир. Это дороже билета на автобус, но дешевле рейса на самолете. Впрочем, на данный момент эта цифра является приблизительной, и какой она будет на самом деле, станет известно чуть позже.

Обновление и расширение глобальной сети железных дорог не дешево. Строительство новых железнодорожных путей потребует в среднем $130 млрд в год до 2015 года и $270 млрд в год в период между 2015 и 2030 годами. Всего на расширение сети до 2030 года нужно будет потратить более 4 триллионов долларов. На данный момент турецкое правительство выделило на реконструкцию и расширение железнодорожной сети страны $23,5 млрд.