Реза Зарраб, бизнесмен иранского происхождения, который был задержан в ходе антикоррупционной операции 17 декабря и позже освобожден до суда, заявил в своем интервью проправительственным СМИ, что благодаря его деятельности в Турции было закрыто 15% дефицита текущего счета.
Зарраб сказал, что профинансировал 10 млрд долларов из 65 млрд долларов дефицита в прошлом году. Как? Через экспорт золота в Иран, утверждает он. Огромную сумму торговли золотом с Ираном в 10 млрд долларов в год вы не найдете ни в официальных данных, предоставленных иранской стороной, ни в докладах Турецкого института статистики (TurkStat). Кто бы смог продать столько золота в Иран легально, в то время как в стране 50-процентный налог на импортируемое золото? Кроме того, учитывая цены, а также специфику торговли золотом, встает вопрос о том, как можно, получая такую баснословную прибыль, оказывать помощь в закрытии дефицита даже после уплаты налогов? Те, кто занимается торговлей золотом, признают, что торговый барьер в Иране возможно преодолеть только с помощью взяток и особых привилегий. В то время как Зарраб пытается казаться серьезным бизнесменом, он сам, озвучивая некоторые цифры, путается. «Посмотрите: годовой объем торговли Ирана с Турцией составляет 3,5 миллиарда евро», — говорит он. А фактическая цифра почти в три раза превышает представленные им данные. По сравнению с 4,2 млрд долларов экспорта в Иран, Турция импортировала из этой страны товара на 10,38 млрд долларов (товарооборот -10,5 млрд. евро). Самое обидное здесь то, что наибольшее снижение экспорта в Иран наблюдается в категории «драгоценные и полудрагоценные минералы, драгоценные металлы, жемчуг, бижутерия и монеты». Турция заработала 6,5 млрд долларов по этой линии в 2012 году, что на 1,68 млрд меньше по сравнению с предыдущим годом.
Поскольку Турция закупает большие объемы нефти и природного газа в этой стране, торговые отношения с Ираном всегда не в пользу Турции. Зарраб снизил турецкий CAD на $10 млрд, в то время как Турция занимает пятое место в дефиците торговли с Ираном. Сразу возникает вопрос, похожий на тот, который Ходжа Насреддин однажды задал своей жене: «Где те 10 млрд долларов, которые, как ты утверждаешь, заработаны для Турции, если мы в состоянии принести только $4,1 миллиарда, продавая кучу товаров от иголок до ниток?».
Нельзя допустить того, чтобы эти цифры кого-то могли запутать. Зарраб все равно не смог бы продать Ирану больше золота, чем необходимо стране. В то время когда международные санкции находятся на жесточайшем уровне, Иран просто преобразовал задолженность Турции в торговле энергоресурсами в золото, так как невозможно было осуществить денежные переводы через банки.