В связи с последними данными своих исследований, кредитно-рейтинговые агентства стали причиной разногласий в турецком правительстве между министром финансов Турции и президентом страны.
В то время как министр говорит о том, что мнения агентств важны для Турции, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган сурово критикует их, утверждая, что агентства отказывают Турции в заслуженном ею месте в рейтинге.
«Естественно, мнения рейтинговых агентств важны», — сказал министр финансов Мехмет Шимшек на Стамбульском финансовом саммите во вторник, отметив, что Турция является страной, которая получает кредит на международном рынке. В отличие от него, Эрдоган обвинил некоторые ведущие рейтинговые агентства в предвзятом отношении к Турции, предупредив, что страна может разорвать отношения с Moody's и Fitch. «Если они [рейтинговые агентства] будут вести себя таким образом, я скажу премьер-министру Ахмету Давутоглу, чтобы он разорвал отношения с ними. Мы не получили никакой выгоды от них», — заявил Эрдоган журналистам.
Fitch и Moody's недавно выразили озабоченность по поводу политической неопределенности в Турции, а также в связи с давлением правительства на ЦБ Турции и рисками в экономике. Центральный банк может столкнуться с растущим политическим давлением для понижения процентных ставок вопреки росту инфляции, если правительство будет проводить популистскую экономическую политику в преддверии всеобщих выборов в июне следующего года. Об этом Fitch предупредил в своем заявлении на прошлой неделе.
Эрдоган, напомнив, что страна разорвала отношения со Standart & Poor's в прошлом, утверждал, что Турция получает худшие рейтинги, чем она заслуживает, так как оценка экономики рейтинговыми агентствами является политически мотивированной. «Для заявлений, сделанных рейтинговыми агентствами, нет никаких экономических или научных обоснований», — заявил он.
Во вторник Давутоглу также поддержал мнение, что Турция не оценивается объективным способом, хотя его тон был менее резким, чем у Эрдогана. «Мы ожидаем от этих учреждений, что они дадут политически немотивированные, объективные оценки. Но мы, к сожалению, видим отклонения в плане применения объективных критериев к нам в рейтингах по сравнению с другими странами и периодами», — сказал Давутоглу.
Тем временем эксперты описали претензии Эрдогана к рейтинговым агентствам как совершенно необоснованные. «Это все равно что сказать «Я не буду проходит обследование, если его результаты будут плохими», — сказал профессор экономики Стамбульского университета Мехмет Алтан. Алтан, который не согласен с Эрдоганом в вопросе о надёжности критических оценок экономики, данных агентствами, подчеркнул, что неправильно сердиться на тех, кто выявляет слабые места в экономике.
Внешний долг Турции достиг $117 млрд в первом квартале этого года — рост 58 процентов по сравнению с показателем за весь 2002 год, когда правящая Партия справедливости и развития (ПСР) пришла к власти. Всего долги по государственным и частным секторам для иностранных кредиторов взлетели на 200 процентов в первом квартале 2014 года — с $130 млрд в 2002 году до $390 млрд. Доля внешней задолженности в валовом внутреннем продукте (ВВП) увеличилась с 39 процентов в 2011 году до 47 процентов в 2013 году, как показывают официальные данные.
Сулейман Яшар, преподаватель факультета делового администрирования в Стамбульском университете, находит замечания Эрдогана вообще не реалистичными. По словам Яшара, каждый год Турция нуждается в огромном количестве иностранных денег от международных инвесторов, чтобы сделать свою экономику работоспособной. По мнению экономиста, Турция будет иметь трудности по продаже своих государственных облигаций, если она разорвёт отношения с рейтинговыми агентствами. «Если Турция не сможет привлечь международных инвесторов, это может привести экономику к хаосу», — сказал Яшар.
В сделанном в середине августа заявлении Moody's, который присвоил Турции «Baa3» рейтинг с негативным прогнозом, говорится, что проблемы экономики вокруг кредитов сохраняются и после избрания Эрдогана президентом 10 августа. В прошлом месяце Moody's, обращая особое внимание на неопределенность в восприятии рынка Турции, заявил, что «до достижения определенной стабильности политического ландшафта, скорее всего, будут страдать структурные реформы в стране, оставляя Турцию открытой для потенциальных сдвигов настроений на международном рынке».
Турция страдает от тяжелого дефицита платёжного баланса (ДПБ) и низкой нормы сбережений, которые должны быть компенсированы иностранным капиталом.
ДПБ Турции широко признан ахиллесовой пятой экономики страны. Относительно высокий ДПБ является, в первую очередь, результатом высоких внутренних потребительских расходов, низких норм сбережений и зависимости от импорта энергоносителей.
Заместитель премьер-министра Али Бабаджан, который отвечает за экономику, также подчеркнул во время прошедшей во вторник финансовой конференции в Стамбуле, что экономика должна объективно оцениваться рейтинговыми агентствами.