Законопроект, дающий правящей партии отдельные расширенные полномочия, включая арест имущества и собственности критикующих правительство компаний, внушает опасения.
Как утверждают наблюдатели, он может подогревать неопределенность, создавая препятствия иностранным предпринимателям в Турции.
Дискуссии, продолжающиеся на фоне опасений относительно того, что политическая напряженность, вызванная попытками правительства скрыть серьезные расследования некоторых коррупционных дел, наносит ущерб дальнейшей уверенности иностранных инвесторов в турецких рынках. Многие утверждают, что прямые иностранные инвестиции в Турцию иссякнут на фоне опасений от дальнейшего усиления давления со стороны правительства на финансовые компании и негосударственные организации, которые оно считает угрозой для себя. Ситуация усугубляется тем, что определение этой угрозы является расплывчатым. Правительство отказывается предоставить информацию об изменениях, которые будут вноситься в законы по мере необходимости.
В среду СМИ сообщили, что правящая Партия справедливости и развития (ПСР) вечером 14 октября представила на рассмотрение парламента проект закона, который наделит полицию и прокуроров широкими полномочиями на обыски, досмотры, задержания и аресты, что значительно ограничивает права подозреваемых на защиту. Ежедневная газета Zaman писала 15 октября, что предлагаемый законопроект позволяет судам арестовать активы любого инвестора, если предприниматель обвиняется в весьма смутно объясняемом юридически «преступлении против правительства».
В преддверии внутреннего финансового кризиса в Турции в 2001 году, наиболее состоятельные турки перевели свои активы за рубеж из-за опасений обвала финансовой системы в условиях плохого политического управления. Тогда был нанесён серьёзный удар по интересам иностранных инвесторов и фондов в Турции.
Аналитик Мехмет Алтан отмечает, что если программа будет реализована, то предлагаемый законопроект не только будет препятствовать приходу иностранных инвесторов в страну, но и местные компании будут вынуждены перевести свой капитал из Турции на зарубежные счета. Подчеркивая, что правительство имеет возможность провести такой законопроект, Алтан заявил следующее: «Там были и другие законы, которые, как мы думали, не будут приняты. Однако они провели их, введя в том числе и запрет на доступ к Twitter и Facebook... Таким образом, мы должны ожидать худшего от этого правительства, которое сделало всё, чтобы прикрыть коррупционные расследования. Иностранные инвесторы пристально следят за всеми этими событиями».
Правительство выстрелило себе в ногу
В сегодняшнем номере газеты Zaman экономист Угур Гюрсес написал: «Принятие такого закона будет очень плохой новостью для Турции, учитывая тот факт, что страна отчаянно нуждается в горячих деньгах и новых долгосрочных инвестициях... Правительство выстрелит себе в ногу, но когда закон будет принят, будет уже слишком поздно».
Гюрсес полагает, что законопроект рискует активизировать политическое давление и вмешательство в рынки. «Под давление могут попасть не только компании, критикующие политику правительства, но и политически нейтральные предприятия, что может привести к хаосу», — сказал он. Также он считает, что всё это будет иметь негативное влияние на внутренние рынки.
«Иностранные инвесторы, которые хотели бы сотрудничать с их турецкими коллегами, не будут знать, какая компания будет не в ладах с правительством и когда. Это очень рискованно в период замедления экономического роста и высокого уровня безработицы», — утверждает Гюрсес.
По мнению экономиста Эрхана Асланоглу, сам факт обсуждения подобных законопроектов в туманных выражениях наносит ущерб доверию к рынкам, что плохо для долгосрочных ожиданий и макроэкономических планов. Асланоглу добавляет, что любая попытка подогрева неопределенности приводит к ряду других рисков, и падение настроений внешних инвесторов является одним из них.
Как полагает Тимоти Эш из Standart Bank, в случае одобрения законопроект будет негативно воспринят инвестиционным сообществом. «Я думаю, что инвесторы предпочитают плюралистические политические установки, в которых содержатся адекватные системы сдержек и противовесов, а также достаточно места для справедливых комментариев, дискуссии и критики правительственной политики. Обычно это приводит к улучшению политики», — сообщил в четверг Эш в своем письме для Zaman.
Турция наслаждалась скачком иностранных поступлений в первые восемь месяцев этого года, тогда они помогли сократить в некоторой степени дефицит бюджета. Некоторые предполагают, что это свидетельствует о большом интересе со стороны международных фондов к турецким рынкам, в то время как другие считают, что это вполне может быть заблуждением. В среду данные Центрального банка показали, что в период с января по август текущего года в турецкие рынки вложено 9,1 млрд долларов, что свидетельствует о резком росте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда такие поступления платежного баланса составили 2 млрд. «Это чистейшие заблуждения и недомолвки, так как приток в августе может быть просто оттоком русского и украинского капитала, который ищет надежное пристанище вдали от угроз западных санкций», — говорит Эш.
По мнению Эша, интересно то, что основная часть денежных средств, около 8 млрд долларов, поступила в турецкую экономику сразу после протестов на Майдане в Украине, именно тогда, когда Турция предлагала космические номинальные ставки.
Политические меры сбивают приток денежных средств.
Во вторник в своей колонке в ежедневной газете Taraf обозреватель Сулейман Яшар предупреждал, что судебная непредсказуемость дорого обойдётся Турции, прежде всего как преграда для иностранных инвестиций. Ссылаясь на данные доклада Еврокомиссии по развитию Турции, Яшар приходит к выводу о том, что в среднем 30 млрд долл. теряется каждый год, поскольку иностранные инвесторы воздерживаются от вкладов из-за неясной политики государства.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, который управлял страной в качестве премьер-министра в течение почти 12 лет, как правило, предпочитает бить по своим политическим оппонентам любыми доступными средствами, включая прямые нападки, для того, чтобы добить их в финансовом отношении. К примеру, налоговые штрафы в миллиарды лир, взимаемые с холдинга Doğan, были восприняты как попытка получить критические для Эрдогана голоса на выборах. И на самом деле, позже средства массовой информации этой группы смягчили тон в новостных материалах о власти Эрдогана.
В другом случае были отозваны без предварительного судебного решения лицензии Koza Group на разработку нескольких золотых рудников в Турции, когда владелец компании отказался выполнять требования Эрдогана порвать все связи с движением «Хизмет».
Точно так же экс-премьер вел войну и мобилизовал государственную власть против исламского кредитора Bank Asya, чьи партнеры аффилированы с движением «Хизмет». Позже Эрдоган обвинил «Хизмет» в попытках свержения его правительства путем коррупционных разоблачений, которые были обнародованы 17 и 25 декабря прошлого года.