Приведённая в состояние боевой готовности турецкая лира, скорее всего, продолжит терять кровь и девальвировать дальше по отношению к иностранным валютам на фоне повышенной опасности неустойчивой денежно-кредитной политики, говорят наблюдатели на рынках.
Турецкая валюта потеряла почти 8% своей стоимости по отношению к доллару США с 16 января и начинает новую неделю в условиях, когда инвесторы блуждают в догадках о том, какими будут последующие сообщения турецких политиков по рынкам. Девальвация лиры по отношению к доллару США достигла 16% в течение последних шести месяцев на фоне внутренних и внешних рисков для стабильности национальной валюты. Ожидаемый рост внутриполитической напряженности в преддверии парламентских выборов в июне, наряду с региональными конфликтами, является одним из факторов, который будет отрицательно влиять на лиру в ближайшие месяцы, как полагают эксперты.
Лира уже находится под давлением со стороны Федеральной резервной системы США, которая будет сужать свой ежемесячный стимул к середине года, а также Центрального банка Турции, который преждевременно снижает ставки. Эти риски и неопределенность усугубляются жесткой критикой со стороны ключевых политиков, включая президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в отношении независимых институтов, таких как Центральный банк.
Эрдоган неоднократно призывал к более низким ставкам, однако Центральный банк в последние месяцы не спешит со снижением из-за страха нагнетания инфляции. Наряду с этим, банк недавно снизил ставки, после чего Эрдоган заявил, что изменение было недостаточным, как следствие, в пятницу на прошлой неделе лира упала до исторического минимума. Эксперты предупреждают, что предотвращение свободного падения лиры по отношению к иностранным валютам станет невозможным, если будет нарушено рыночное равновесие. Тогда Центральному банку, возможно, в ближайшее время придется ввести резкое повышение ставок для того, чтобы защитить лиру. Регулятор может вскоре запустить и иные политические инструменты, кроме повышения процентных ставок, полагают эксперты.
В воскресенье Эрдоган заявил журналистам, что Центральный банк «будет нести ответственность» за колебания лиры. «Я не в состоянии прокомментировать рост доллара США против лиры, однако, если стабильность лиры будет нарушена, то Центральный банк должен будет объяснить, почему он не смог справиться с этим», — сказал журналистам Эрдоган в воскресенье в Анкаре. Воскресные комментарии последовали вслед за озвученными ранее предупреждениями Эрдогана о том, что он может вызывать на ковер должностных лиц Центрального банка, если они не отреагируют на его неоднократные призывы к более низким ставкам в целях стимулирования роста.
Отношение иностранных инвесторов к Турции резко ухудшилось, особенно в условиях усиления авторитаризма правительства и его вмешательства в деятельность финансовых рынков. Ночной полицейский рейд на крупнейший турецкий исламский Bank Asya, проведённый 3 февраля, осложнил ситуацию для инвесторов на турецком рынке.
Фактор Эрдогана
Сомнительные заявления президента Эрдогана в отношении политики Центрального банка стали ключевой причиной дестабилизации лиры. В августе 2014 года, когда Эрдоган стал президентом, доллар США торговался на уровне 2,10 лиры. Начиная с того времени, постоянные нападки Эрдогана на Центральный банк довели национальную валюту почти до 2,5 по отношению к доллару в течение всего шести месяцев. 16 января, когда Эрдоган призвал Центральный банк снизить ставки, курс лиры снизился до 2,30 по отношению к доллару. А 6 февраля, вскоре после того как Эрдоган заявил, что «Турции будет лучше без независимого Центрального банка», лира упала до уровня 2,48.
Экономические дебаты в Турции приняли интересный оборот, после того как 3 февраля Эрдоган в очередной раз потребовал от Центробанка более резкого снижения ставки, что, по его мнению, должно привести к снижению инфляции. После комментариев Эрдогана лира упала на 2%, доведя тем самым рост доллара до 2,457 и побив свой прежний рекорд на уровне 2,4479, установленный 30 января.
Центральный банк снизил основную недельную ставку РЕПО на 50 базисных пунктов 20 января. На следующий день Эрдоган заявил, что снижение ставки было недостаточным и что «до банка до сих пор не дошло послание по процентным ставкам». На 21 января лира была на уровне 2,34 по отношению к доллару, но после выступления Эрдогана в тот же день, валюта столкнулась с устойчивой девальвацией и достигла уровня 2,44 на 31 января. На 3 февраля некоторые потери были компенсированы при соотношении 2,39.
Однако Эрдоган вновь выступил с заявлениями. «Некоторые люди пытаются тянуть Турцию назад через процентные ставки... К сожалению, это результат независимости Центрального банка», — изрек он, и 6 февраля лира упала до рекордного уровня 2,48 по отношению к доллару.
Частные и государственные долги Турции перед иностранными кредиторами медленно шли вверх и выросли на 71 млрд лир за последние три недели. В связи с ростом политического вмешательства в денежно-кредитную политику, турецкая лира упала до исторических минимумов. Большой объём турецкой внешней задолженности в долларах и увеличение на 18 курушей стоимости доллара против лиры по состоянию на 16 января означает увеличение внешней задолженности Турции на 71 млрд лир, которая в настоящее время составляет около 467 млрд долларов — более половины валового внутреннего продукта (ВВП) Турции. Падение лиры по отношению к доллару является серьезной проблемой для турецких предприятий, которые заимствуют деньги в долларах, а прибыль получают в лирах.