Эксперты объяснили, как кризис в Греции скажется на России

Возможный выход Греции из еврозоны и ее дефолт вряд ли сильно скажутся на экономике России.

Греция — не Кипр, где сосредоточено большое количество российских офшоров и банковских счетов. Эксперты, которых опросил «МК», предсказывают в краткосрочной перспективе небольшое укрепление рубля к евро. Некоторые неудобства испытают туристы, которым придется ввезти в Грецию больше наличной валюты. Но все это не критично.

Руслан ГРИНБЕРГ, директор Института экономики РАН:

— Жизнь, к сожалению, несправедлива: одни занимают деньги, а другим приходится отдавать. Поэтому в целом я на стороне греческого правительства. Их шаг по организации референдума, принимать или не принимать условия кредиторов, которые требуют повышения тарифов, урезания социальных обязательств, повышения пенсионного возраста, вполне логичен. Тем самым власти получают мандат на свои дальнейшие действия, которые в любом случае будут носить болезненный для населения характер.

Если по итогам плебисцита греки выйдут из еврозоны и объявят дефолт, это будет означать поражение ЕС. Запустится процесс сжимания экономического и валютного пространства, возникнет дезинтеграционный тренд, за которым может последовать «эффект домино». Европейская идея «общего дома» начнет терпеть крах.

Однако все эти процессы вряд ли сильно скажутся на экономике России. Краткосрочные колебания курса евро к рублю возможны, но все ограничится буквально несколькими пунктами. А в перспективе я даже не исключаю, что евро несколько подешевеет по отношению к нашей национальной валюте. Для России мировая цена «бочки нефти» гораздо важнее внутриевропейских разборок.

Василий СОЛОДКОВ, директор Банковского института ВШЭ:

— После возможного выхода Греции из еврозоны, очевидно, евро девальвируется к основным мировым валютам, в первую очередь к доллару. Причем падение может оказаться достаточно чувствительным.

Через это произойдет укрепление рубля к евро. Но парадокс ситуации заключается в том, что чем слабее сейчас российская национальная валюта, тем лучше для экономики: нефтегазовые доходы в рублях выше, меньше проблем с бюджетом, импорт сокращается, а это, в свою очередь, является хорошим стимулом к так называемому импортозамещению. Однако в России третий год падает объем инвестиций. Больших частных денег ждать не приходится, а средства, которые могли бы выделяться из бюджета, уходят на военные расходы и прочие подобные мероприятия.

Кроме того, замечу, что дефолт Греции — это не дефолт, например, Кипра, где сосредоточено большое количество российских офшоров и банковских счетов. В худшем случае в Греции отечественные туристы испытают неудобства, так как придется ввезти на отдых больше наличной валюты. Зато цены там наверняка упадут.

Леонид Беррес, Московский Комсомолец