Ухудшение отношений между Россией и Турцией, произошедшее после инцидента с российским самолётом, за последние два месяца больше всего отразилось на экономических связях двух стран. Меры, которые Россия предприняла в отношении Турции, а именно санкции и ограничения, в значительной степени усложнили жизнь турецких бизнесменов в России.
Сами турецкие бизнесмены, касаясь начавшейся 24 ноября и продолжающейся по сей день неопределённости, говорят, что «вода до сих пор мутная». По словам председателя Союза российских и турецких предпринимателей (RTİB) Наки Карааслана, более чётко оценить ситуацию, складывающуюся вокруг турецкого бизнеса, можно будет в ближайшие несколько месяцев, однако по состоянию на сегодняшний день картина неутешительна. «Конечно, улучшение будет, но такого, как было раньше, уже не будет», - уверен Карааслан.
Союз турецких предпринимателей, работающий на территории России, на этой неделе провёл встречу с представителями турецкого бизнеса в московском офисе международной юридической фирмы «Бейкер и Макензи». Юристы компании пытались ответить на вопросы турецких предпринимателей, более всех пострадавших от напряжённости в отношениях между Москвой и Анкарой, возникшей после инцидента 24 ноября, когда Турция сбила российский военный самолёт СУ-24.
Неопределённость существует для обеих сторон
Специалисты юридической компании сумели дать ответы касательно применяемых в отношении турецких компаний санкций. В частности, они коснулись таких важных моментов, как запретные для турецких компаний сферы деятельности, возможности компаний, вошедших в «белый список», и компаний, оставшихся за его пределами, разрешения на работу, визы и т. д. Однако, по мнению Наки Карааслана, многие моменты остались непонятными даже для юристов, поскольку приказ был подготовлен впопыхах.
Председатель RTIB полагает, что в феврале-марте ситуация должна проясниться. «Из-за этой неопределённости российская сторона тоже несёт убытки. Я полагаю, в ближайшее время, правительство внесёт поправки в указ и тогда всё станет более менее ясно. Мы ждём эти поправки», - сказал Карааслан.
Карааслан также отметил, что для турецкой диаспоры в России важными моментами являются продолжение деятельности турецких компаний, работающих в РФ, и разрешения на работу для турецких сотрудников этих компаний. «Думаю, положение турецкого бизнеса исправится и отношения между странами тоже, но такого, как было раньше, уже не будет. Всё будет упираться в правила. Поблажки, которые раньше делались туркам, теперь делаться не будут, ну а по некоторым моментам не будет делаться исключений, как прежде. Предстоящий период обещает быть несколько сложным. В первую очередь это касается ближайшего полугодия и последующего периода, но турецко-российские отношения будут продолжать существовать. В конце концов страны не откажутся друг от друга», – пояснил он.
Решение для бизнеса кроется в политике
Председатель RTİB считает, что пока двери для политического диалога остаются закрытыми, турецкий бизнес будет нести серьёзные убытки. «Решение для бизнеса кроется в политике. В политике, во взаимных интересах. Как мне кажется, российская сторона ждёт именно этого. Обычно, когда экономическая ситуация очень плохая, политическая напряжённость ставит людей в ещё более тяжёлое положение. Многие наши новые начинания теперь невозможны. Мы сможем более чётко оценить нашу ситуацию исходя из того, что будет происходить в ближайшие несколько месяцев, однако по состоянию на сегодняшний день картина неутешительна», – сказал он.
По мнению Хасана Байрактара, директора «Форд Соллерс» по реализации грузовых автомобилей в России, встреча юристов с турецкими предпринимателями прошла продуктивно. «У представителей турецких компаний в России есть список вопросов, – рассказывает Байрактар. - Они встречаются с официальными властями, но не получают чётких ответов на свои вопросы. Если посмотреть на правовую сторону, то какими правами мы обладаем, как мы можем найти выход из сложившейся ситуации – это все те вопросы, которые нас интересуют. Если вкратце говорить о сегодняшней встрече, то хочется отметить, что вопрос стоит для нас остро, а информация, которой располагают представители компании, консультировавшей нас по данной теме, недостаточна. Но ждём, что со временем все вопросы прояснятся».
В декабре 2015 года Совет министров РФ определил, каким видам компаний начиная с 1 января 2016 года запрещается работать на территории РФ при условии, что их главной офис находится в Турции или они сами находятся под контролем турецкой стороны.
Компании, у которых были заключены соглашения до 1 января 2016 года, не попадают под это положение, так сотрудникам 53 компаний из «белого списка» были выданы разрешения на работу.
Так выглядит список трудовых сфер, в которых Россия запретила работать турецким компаниям: - строительство, инженерные работы и частные строительные работы; - проектирование в сфере строительства и инженерного дела, технические эксперименты, исследования и анализы; - запрещена деятельность туристических агентств и деятельность схожих компаний в сфере туризма; - запрещена деятельность отелей и услуги по предоставлению временного проживания; - бизнес и услуги, отвечающие потребностям государства и местного управления; - деревообработка.