Казахская компания покупает турецкий маркетплейс Hepsiburada за 1,13 млрд долларов США

Казахстанский банковский и финтех-гигант Kaspi.kz стал контролирующим акционером Hepsiburada, объявив в пятницу о приобретении контрольного пакета акций турецкой технологической платформы электронной торговли.

В заявлении Kaspi.kz сообщил, что заключил сделку о приобретении 65,41% от общего числа выпущенных акций класса A и класса B Hepsiburada, принадлежащих D-Market, за 1,13 млрд долларов США наличными.

Соглашение было подписано с членами семьи Доган, основными владельцами Hepsiburada, включая Ханзаде Доган, основателя и контролирующего акционера D-Market Electronic Services and Trading, а также Вуслата Догана Сабанджи, Бегюм Доган Фаральялы, Арзухана Догана Ялчиндага и Ишыл Доган.

Ожидается, что сделка будет завершена в первой половине 2025 года после получения одобрения регулирующих органов.

Соглашение о продаже предусматривает, что 600 млн долларов будут выплачены при закрытии сделки, а оставшиеся 526,9 млн долларов будут переданы в течение шести месяцев после завершения сделки, говорится в заявлении.

По данным LSEG, рыночная стоимость Hepsiburada, основанная на стоимости акций на момент закрытия торгов в 2,2 доллара в четверг, составила приблизительно 707 млн долларов США.

Hepsiburada, основанная в 2000 году Ханзаде Доган, долгое время была одной из ведущих платформ электронной торговли в Турции.

Это приобретение знаменует собой новую главу после сложного периода на Nasdaq, когда оценка Hepsiburada не соответствовала ожиданиям инвесторов после ее первичного публичного размещения акций (IPO) в 2021 году.

Это сделало ее первой компанией Турции, котирующейся на Nasdaq.

Валовая стоимость товаров (GMV) Hepsiburada в 2023 финансовом году составила около 4 млрд долларов, а число потребителей и продавцов достигло около 12 млн и 101 тыс. соответственно.

В первой половине 2024 года прибыль компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA) была положительной и эквивалентной 2,4% от GMV.

Kaspi.kz работает в трех сегментах — платежи, торговая площадка и финтех — и обслуживает как потребителей, так и продавцов. Помимо покупок в электронной коммерции, ее приложение позволяет клиентам получать доступ к кредитам «купить сейчас, заплатить позже» (BNPL), продлевать водительские права и регистрировать бизнес.

«Мы рады возможности объединить усилия с Hepsiburada, одной из ведущих компаний электронной торговли в Турции. Расширение нашего целевого рынка до 100 млн человек стало важным стратегическим приоритетом для Kaspi.kz», — сказал Михаил Ломтадзе, генеральный директор и соучредитель Kaspi.kz.

В дальнейшем после закрытия сделки обе компании сохранят различные бренды и операционные структуры, отмечается в заявлении.

«Мы стремимся использовать объединенные знания и технологии, которые привносят команды Kaspi.kz и Hepsiburada. Мы планируем совместно продолжать продвигать электронную коммерцию и цифровые услуги в Турции и Казахстане. Мы считаем, что МСБ и предприниматели в Казахстане и Турции получат выгоду от новых возможностей сотрудничества между нашими странами», — отметил Ломтадзе.

Ханзаде Доган, основатель и председатель Hepsiburada, сказала, что Hepsiburada отправляется в «захватывающее будущее с Kaspi.kz, крупнейшей компанией Казахстана по рыночной капитализации».

«Я безмерно горжусь Hepsiburada, ее примерно 10 тыс. сотрудниками, 101 тыс. продавцами и 12 млн клиентов», — отметила Доган.

Для финансирования инвестиций Kaspi.kz намерен использовать собственные денежные средства от операций и наличные деньги.