Финансирование социальной помощи в Турции достигло тревожных уровней на фоне углубляющейся бедности

Правительство Турции в 2024 году потратило на социальную помощь рекордные 491,7 млрд лир (12,9 млрд долларов США), что на 61% больше, чем в предыдущем году.

Об этом свидетельствуют данные Министерства семьи и социальных служб. Резкий рост финансовой помощи отражает растущую борьбу страны с бедностью, инфляцией и высокой стоимостью жизни.

В общей сложности 4,57 млн домохозяйств получили ту или иную форму социальной помощи в прошлом году. Большая часть этой поддержки была предоставлена наличными, что составило 96% от общей суммы помощи. Большая часть — почти 89% — была распределена в виде регулярных ежемесячных выплат нуждающимся гражданам.

Министерство также сообщило, что в рамках Программы поддержки семей Турции, национальной инициативы, призванной поддержать домохозяйства, чей доход находятся ниже минимального уровня жизни, 3,6 млн домохозяйств классифицируются как живущие в «крайней бедности».

Чтобы облегчить бремя основных расходов, правительство расширило поддержку потребления электроэнергии на более чем 4 млн домохозяйств, которые в противном случае не смогли бы покрыть расходы на коммунальные услуги. Условная помощь на образование стала еще одной ключевой мерой в 2024 году, охватившей 1,74 млн получателей — при условии, что дети из семей с низким доходом продолжат обучение.

Доступ к здравоохранению также был обеспечен за счет финансируемых государством взносов на общее медицинское страхование (GSS) для граждан, не имеющих средств для оплаты. В 2024 году правительство покрыло взносы 9,44 млн человек, при этом общая сумма, выделенная на эту поддержку, составила 105,63 млрд лир для защиты права на медицинское обслуживание.

Между тем, более 272 тыс. детей, чьи семьи не состоянии обеспечить даже самые основные потребности, были признаны как находящиеся под угрозой разлуки со своими семьями. Эти дети получили поддержку в рамках Программы социальной и экономической поддержки, которая предоставляет целевую финансовую помощь, чтобы помочь семьям заботиться о своих детях дома, а не прибегать к институциональному уходу.

Бедность в Турции растет по мере роста стоимости жизни, что обуславливает спрос на государственную поддержку.

Конституция Турции определяет государство как «социальное государство», ответственное за защиту граждан от нищеты, делая такое финансирование конституционным обязательством правительства и обеспечивая основу для этих программ помощи.

С другой стороны, всплеск расходов на социальную помощь отражает ухудшение экономического положения турецких домохозяйств из-за высокой инфляции, роста стоимости жизни и стагнации заработной платы. Так как основные потребности, такие как еда, жилье и энергия, становятся все более недоступными для миллионов, все больше домохозяйств становятся зависимыми от государственной помощи.

Исследования профсоюзов и муниципальные данные указывают на растущий разрыв между доходами и основными расходами на жизнь, особенно в крупных городах, таких как Стамбул.

По данным Конфедерации турецких профсоюзов, в марте 2025 года ежемесячные расходы на продукты питания, необходимые для семьи из четырех человек для соблюдения здорового и сбалансированного рациона питания — порог голода — достигли 23 тыс. 615 лир. Если включить другие предметы первой необходимости, такие как аренда, коммунальные услуги и здравоохранение, порог бедности вырастет до 76 тыс. 922 лир в месяц.

В Стамбуле средняя ежемесячная стоимость жизни для домохозяйства из четырех человек в марте подскочила до 87 тыс. 485 лир, что на 52% больше по сравнению с тем же месяцем прошлого года, сообщило Стамбульское агентство планирования. Эта сумма почти в четыре раза превышает официальную минимальную заработную плату, которая приравнивается к 22 тыс. 104 лир.

Официальные данные Турецкого статистического института (TurkStat) показали, что в 2024 году 13,6% населения жили в относительной бедности, то есть их доход был ниже 50% от национального медианного показателя, что ограничивало их доступ к товарам и услугам, которые общество считает стандартными.

Между тем, 13,3% были отнесены к категории граждан, испытывающих серьезных материальные и социальные лишения, более критическое состояние, которое указывает на то, что у людей нет по крайней мере семи из тринадцати основных потребностей, таких как отопление, богатая белком пища, доступ к транспорту или способность справляться с непредвиденными расходами.

Эти показатели подчеркивают не только неравенство доходов, но и структурные проблемы, с которыми сталкиваются группы с низкими доходами в достижении базовых стандартов жизни. Цифры свидетельствуют о том, что значительная часть населения больше не может удовлетворять основные потребности без прямого вмешательства государства, что оказывает огромное давление на систему социальной защиты Турции.