Турецкий авторынок за последние пять лет претерпел значительную трансформацию

Автомобильный рынок Турции за последние пять лет претерпел значительную трансформацию, вызванную изменениями в предпочтениях потребителей, налоговом регулировании и растущей привлекательностью электромобилей.

Согласно данным Ассоциации автомобильных дистрибьюторов (ODMD), продажи автомобилей выросли более чем вдвое с 203 тыс. 595 в первой половине 2020 года до 488 тыс. единиц за тот же период 2025 года.

Рост обусловлен в первую очередь выходом новых автомобильных брендов, налоговыми льготами для электромобилей и растущим спросом.

На рынке произошли кардинальные изменения не только в объеме продаж, но и в типах транспортных средств, предпочтениях по топливу и доминировании сегментов.

На дорогах Турции пять лет назад доминировали седаны, занимая 44,1 % доли рынка, за ними следовали внедорожники (27,6 %) и хэтчбеки (25,2%).

Однако по состоянию на середину 2025 года внедорожники оказались лидерами на рынке с ошеломляющей долей в 62,8%, в то время как популярность седанов упала до 21,8%, а хэтчбеков — до 14,5%.

Этот разворот во многом обусловлен тем, что автопроизводители отказываются от седанов, чтобы удовлетворить потребительский спрос на более крупные и универсальные транспортные средства.

Самое поразительное изменение зафиксировано в предпочтениях по типу топлива. В начале 2020 года электромобили (ЭМ) составляли всего 0,1% рынка, и за первую половину года было продано менее 800 автомобилей. К 2025 году доля ЭМ увеличилась до 17,4%, превзойдя средний показатель по ЕС в 14,9%. Только за первые шесть месяцев было продано 84 тыс. 959 полностью электрических автомобилей.

Турецкий бренд электромобилей Togg продолжил восходящий тренд, сохранив лидерство на рынке в сегменте электромобилей в первой половине 2025 года.

Продажи Togg достигли 17 тыс. 101 единиц в период с января по июнь, опередив ближайшего конкурента на 4 тыс. 781 единицу. Это дало бренду доминирующую долю в 20% на рынке электромобилей.

Tesla оказался на втором месте с 12 тыс. 320 проданными единицами, в то время как BYD занял третье место с 10 тыс. 401 продажами. KIA оказался на четвертом месте с 5 тыс. 539 единицами, за ней следует MINI, которая продала 5 тыс. 521 автомобиль за тот же период.

Между тем, спрос на дизельные автомобили резко сократился с 42% до 7,8%, а популярность гибридных моделей подскочила с 2,8% до 27% за тот же период.

Несмотря на радикальные изменения на рынке за последние пять лет, неизменным оставалось сохраняющееся доминирование трех ведущих брендов: Renault, Fiat и Volkswagen.

Эти автопроизводители занимали лидирующие позиции в 2020 году и сохранили их в 2025 году. Однако их совокупная доля рынка снизилась с 39,4% до 32,5%.