Аналитический центр TEDMEM Турецкой ассоциации образования (TED) опубликовал доклад под названием «Краткий обзор системы образования в Турции в 2025 году», основанный на исследовании Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) «Краткий обзор систем образования в 2025 году».
Исследование ОЭСР, опубликованное 9 сентября, представляет собой один из самых авторитетных международных ориентиров для оценки систем образования, основанный на сравнительных данных по государствам-членам.
Что касается Турции, результаты рисуют сложную картину. С одной стороны, образование продолжает приносить доход: взрослые с университетским дипломом зарабатывают почти на 49% больше, чем их сверстники, имеющие только диплом средней школы, а доктора наук получают самую высокую надбавку к заработной плате среди стран ОЭСР.
С другой стороны, эти дипломы не способствуют улучшению показателей занятости.
В Турции зафиксирован самый низкий уровень занятости выпускников как средних школ, так и университетов среди стран ОЭСР: каждый четвертый выпускник с высшим образованием находится вне рынка труда.
В результате сложилась система, в которой дипломы обеспечивают более высокую оплату труда тем, кто преуспевает, но при этом многие выпускники остаются без работы, что подчеркивает неравномерность отдачи от расширяющейся системы образования Турции.
Несмотря на трудности, Турция остаётся страной, где образование приносит доход. Среди взрослых в возрасте от 25 до 64 лет люди с высшим образованием зарабатывают почти на 49% больше, чем их сверстники, имеющие только аттестат о среднем образовании.
Средний показатель по ОЭСР немного выше и приравнивается к 54%, но Турция выделяется ещё и в другом отношении: в стране самая высокая надбавка к доходу.
Докторанты в Турции зарабатывают на 46% больше, чем магистры — самый большой разрыв в ОЭСР, где средняя разница составляет всего 21%.
Другими словами, получение учёной степени в Турции обеспечивает более резкий скачок доходов, чем где-либо ещё. Хотя преимущества степени бакалавра очевидны, реальная отдача приходит с послевузовским образованием, особенно на уровне докторантуры.
В то же время гендерное неравенство сохраняется. Даже при наличии эквивалентных учёных степеней доход турецких женщин на 19% меньше, чем мужчин.
Этот разрыв подчёркивает, что образовательный рост лишь частично отражается на результатах на рынке труда, что ограничивает более широкое социальное влияние высшего образования.
Кроме того, Турция сталкивается с тревожной реальностью: почти каждый третий молодой человек в возрасте от 18 до 24 лет не учится и не работает. Этот показатель в 2,8 млн человек является самым высоким в странах ОЭСР и более чем вдвое превышает средний мировой.
Эта проблема особенно остро затрагивает женщин. В то время как 22% молодых мужчин не имеют ни образования, ни работы, этот показатель среди женщин достигает 42%.
В странах ОЭСР гендерный разрыв практически не заметен. Данные по Турции свидетельствуют о более глубоких барьерах — культурных, социальных и экономических, — которые удерживают молодых женщин на обочине жизни, несмотря на более широкий доступ к образованию.
Несмотря на то, что всё больше турок получают высшее образование, рынок труда не успевает за ростом.
Уровень занятости среди людей в возрасте 25–64 лет самый низкий в ОЭСР: 63% для выпускников средних школ и 75% для выпускников университетов. Это означает, что каждый четвёртый обладатель высшего образования вообще не работает.
Данные по безработице также расходятся с общей тенденцией ОЭСР. В большинстве стран более высокий уровень образования означает значительно более низкий уровень безработицы.
В Турции уровень безработицы среди молодых людей колеблется в пределах 10–11% независимо от того, есть ли у них диплом, аттестат о среднем образовании или университетское образование. Ценность образования очевидна с точки зрения заработка, но не с точки зрения гарантий занятости.