В Турции продолжают обсуждать неравенство в системе образования.
Инициатива по реформе образования (ERG) в последнем докладе указала на тот факт, что с 2012 года дети раздавлены давлением экзаменов, и образование перестало быть правом.
В докладе подчеркивается, что, несмотря на то, что обязательное образование было продлено до 12 лет, высококачественный и справедливый процесс среднего образования не обеспечивается. Сохраняется система, которая далека от обеспечения равных возможностей в образовании. Чистый показатель охвата средним образованием, составлявший 67,4% в 2011-2012 учебном году, достиг 83,6% в 2017-2018 и 91,7% в 2022-2023 учебном году, что является самым высоким показателем за всю историю, но упал до 88% в 2023-2024 учебном году.
Социально-экономические условия, миграция, сельская жизнь и социальные роли в определенных регионах являются решающими факторами в доступе учащихся к среднему образованию. В отчете также указывается, что физическая доступность, ограниченная индивидуальная поддержка, нехватка подготовленных учителей в области специального образования и отсутствие инклюзивных услуг ослабляют право учащихся на доступ к качественному образованию.
Согласно докладу, системы экзаменов, используемые для перехода в среднюю школу, определяют социально-экономическое положение учащихся, а не их индивидуальный потенциал. Централизованные экзамены, такие как экзамен для перехода в старшую школу (LGS), закрепляют разрыв в успеваемости между школами, а учащиеся ранжируются на основе восприятия качества школ.
Переход к открытому образованию и показатели прогулов особенно явны в первый год обучения в старшей школе, что привлекает внимание к структурным причинам отрыва учащихся от системы. Согласно докладу, необходимо усилить академическую, социальную, культурную и психологическую поддержку, чтобы гарантировать, что учащиеся останутся в формальном образовании.
В докладе говорится, что профессионально-технические средние школы рассматриваются как школы, куда отправляют «неуспевающих учеников», и что для многих учащихся профессионально-технические средние школы являются не свободным выбором, а обязательным маршрутом, основанным на академических достижениях.
«Профессиональное образование не позволяет учащимся развивать интересы и таланты или адаптироваться к меняющимся условиям. Отсутствие систем психологического консультирования и руководства в школах в сочетании с невозможностью обеспечить руководство, адаптированное к интересам и талантам учащихся, означает, что эти школы воспринимаются как необходимость, а не как возможность для многих учащихся», - поясняется в докладе.
ERG предложила несколько решений, среди которых:
• Сделать неравенство ресурсов между школами видимым,
• Сделать службы поддержки учащихся равными и доступными,
• Полностью пересмотреть систему оценки,
• Ужесточить механизмы контроля в центрах профессионального образования.