В среду, пытаясь положить конец протестам, которые вспыхивали по всему юго-восточному региону последние 12 дней, турецкие силовики в ходе спецоперации применили слезоточивый газ и водометы против террористов, блокирующих шоссе и местные дороги.
Волнения являются проблемой для премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, который надеется на поддержку курдов на президентских выборах в августе.
Протесты также подчеркивают нестабильность мирных переговоров, начатых в 2012 году Эрдоганом с лидером террористической организации Рабочая партия Курдистана (РПК) Абдуллахом Оджаланом, находящимся в тюремном заключении в Имралы. Переговоры были призваны положить конец 30-летнему мятежу, унесшему жизни порядка 40 тысяч человек.
В районе Лидже провинции Диярбакыр десятки демонстрантов в ответ на предпринятые меры со стороны жандармерии и силовиков стали бросать в них бутылки с зажигательной смесью, фейерверки и камни.
Протесты, в которых молодежное крыло РПК сыграло ведущую роль, направлены на прекращение строительства военных форпостов, начатого с целью усилить меры безопасности. В последние дни волна протестов перекинулась и на другие провинции.
В провинции Муш вертолеты высадили солдат и спецназ для проведения другой операции против тысячи демонстрантов. Согласно источникам сил безопасности, местные жители присоединились к протестам, сооружая самодельные баррикады и бросая камни в бронемашины.
Несмотря на волнения, правительство и прокурдские политики на этой неделе заявили, что мирные переговоры продвигаются. Сам Оджалан заявил, что процесс переговоров перешел на новый уровень.
Анкара, США и Европейский союз считают РПК террористической группировкой, действия Оджалана осуждаются многими гражданами Турции.
Эрдоган, приложивший значительные политические усилия для мирного урегулирования, столкнулся с необходимостью уравновесить ситуацию. Подобная необходимость вызвана его стремлением заручиться поддержкой курдских избирателей во время его президентской кампании и не отпугнуть националистически настроенных турок, которые ненавидят Оджалана и весьма скептически относятся к курдам, требующим автономии.
Эрдогану необходимо набрать большинство голосов, чтобы выиграть в первом туре президентских выборов в августе. Его правящая Партия справедливости и развития (ПСР) обеспечила ему поддержку, набрав 43% голосов по всей стране на муниципальных выборах в конце марта. Соглашение о прекращении огня, заключенное с Оджаланом в марте 2013, в значительной степени соблюдалось. Летом прошлого года мятежники РПК обосновались на базах в Северном Ираке, жалуясь на медленный темп переговоров. Но в последнее время в Турции участились случаи похищения и акты саботажа, осуществляемые сторонниками группировки.
Операция по обеспечению безопасности, прошедшая в среду, не положила конец протестам, во время которых демонстранты установили блокпосты и вырыли рвы с целью перекрыть дороги между провинциями.
В течение двенадцатидневного протеста силовики периодически открывали дороги, засыпая рвы, но демонстранты вновь выкапывали их, возобновляя свои действия. В районе Сильван провинции Диябакыр и в районе Джизре провинции Ширнак вблизи границы с Сирией и Ираком также произошли уличные столкновения.
В Джизре протестующие, скрывающие лица шарфами, заблокировали мост на главном шоссе через Ширнак. Некоторые из них, неся флаги РПК, останавливали автомобили и проверяли документы.
Как сообщили источники сил безопасности, в провинции Сиирт во время рейда в рамках расследования действий РПК полиция задержала 20 человек.
Члены РПК взяли в руки оружие в 1984 году с целью отделиться от Турции и создать независимое курдское государство. Но с тех пор их намерения сократились до требования политических и культурных прав для приблизительно 15 млн турецких курдов, в которых им до сих пор отказывают.