Эксперты назвали возможные причины катастрофы в аэропорту Стамбула

548

Нерешительность пилотов и авиадиспетчеров, быстрое изменение скорости ветра и изношенная взлётно-посадочная полоса в стамбульском аэропорту Сабихи Гёкчен указываются в качестве возможных причин авиакатастрофы, в результате которой 5 февраля погибли три человека и 180 получили ранения.

Рейс PC2193 авиакомпании Pegasus Airlines выполнял рейс из западной провинции Измир. При приземлении он свалился с взлётно-посадочной полосы в ненастную погоду, напоминает Hurriyet.

Предварительная оценка комиссии по расследованию, назначенная Министерством транспорта и инфраструктуры Турции, была сосредоточена на возможности «сдвига ветра», который определяется как внезапное изменение скорости или направления ветра на небольшом расстоянии.

Как правило, по словам эксперта, пилоты обучаются избегать рисков сдвига ветра, вызванных микроперерывами и спадами.

«Данный предел попутного ветра для пассажирских самолётов составляет 10 узлов. Но, предел уменьшается до пяти узлов, если взлётно-посадочная полоса мокрая. Мы видим, что попутный ветер во время посадки этого самолёта был 22 узла, и он даже поднялся до 34 узлов, или 61 километра в час», — сказал бывший авиадиспетчер Зафер Йешильгюль.

По его словам, в такой ситуации диспетчерская вышка определённо не должна давать разрешение на посадку. «Кроме того, пилот может также видеть скорость ветра на своём экране. Поэтому он должен был начать обход, даже если бы было дано разрешение на посадку», — добавил он.

Решение двух пилотов, граждан Турции и Южной Кореи, попытаться совершить сложную посадку может быть вызвано мотивацией сэкономить время и топливо, написал авиационный эксперт и обозреватель Hürriyet Угур Джебеджи.

«Пилоты всегда стремятся к посадке как можно скорее, чтобы вовремя перевезти пассажиров. Это скрытое давление. <…> Если бы башня УВД (вышка управления воздушным движением — ред.) действовала более решительно, и если бы пилот решил прервать посадку в соответствии с данными, то Pegasus не пережил бы такого инцидента. Но затруднительное положение — это одна из нерешённых проблем авиационных тренировок», — указал он.

Единственная взлётно-посадочная полоса аэропорта Сабихи Гёкчен может быть значительно изношена и могла стать фактором, способствующим аварии, заявил другой эксперт.

«Взлётно-посадочная полоса уже давно не обновлялась. Она используется постоянно и не может быть закрыта, так как в этом аэропорту нет другой ВПП», — сказал бывший заместитель генерального директора гражданской авиации Октай Эрдаги.

По его словам, когда он недавно вылетал из этого аэропорта, были слышны шумы. «Я понял, что есть проблема покрытия взлётно-посадочной полосы», — добавил он.

Кроме того, причиной множественных травм, вероятно, стало то, что на борту объявили, что можно начать использовать мобильные телефоны (это происходит уже при успешном приземлении), и многие пассажиры расстегнули ремни безопасности, подумав, что скоро им можно покинуть самолёт, однако он упал с высоты 30 метров.

«Я не расстегнул ремень безопасности, потому что посадка была жёсткой. Те, кто это сделал, возможно, были тяжело ранены. Пилоты снова нажали на тормоз, но самолёт не остановился. Потом было ощущение скольжения», — сказал один из пассажиров борта Кахраман Джан Сейлемез.

Альпер Кулу, один из выживших, сказал, что полёт был «ненормальным от начала до конца».

«Часто была турбулентность. Самолёт с трудом приземлился, и очень быстро по сравнению с другими рейсами», — заявил Кулу.

Он помнит, как услышал голос по громкой связи, говоривший «Добро пожаловать в Стамбул» после того, как колёса коснулись земли, и самолёт, раскачиваясь влево и вправо, упал в крутую канаву.