В восточной турецкой провинции Эрзинджан на золотом руднике Чоплер 13 февраля произошёл оползень, в результате чего оказались в ловушке по меньшей мере девять рабочих.
Один из попавших в ловушку рабочих выбрался сам. Спасательные работы продолжаются. В ходе происшествия также произошёл выброс цианида и серной кислоты.
Оползень зафиксировали камеры видеонаблюдения.
Управление по чрезвычайным ситуациям Турции (AFAD) направило на место спасательные команды из 400 человек из близлежащих провинций, заявил министр внутренних дел Али Йерликая. Министр юстиции Йылмаз Тунч сообщил, что для расследования халатности на шахте были назначены четыре республиканских прокурора.
В заявлении Министерства окружающей среды говорится, что шлюзы были закрыты, чтобы предотвратить попадание химикатов в реку Евфрат.
По последним данным, оползень произошел в результате земельных работ на золотом руднике.
Полат Шароглу, бывший депутат от основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП), отметил, что происшествие повлияет на близлежащие провинции.
Депутат заявил, что они неоднократно предупреждали о проблемах с разливом цианида размером с 200 футбольных полей, пары которого даже без аварий оказывают негативное воздействие на окружающую среду, сельское хозяйство и животноводство в соседних провинциях.
«Мы поднимали этот вопрос в турецком парламенте, но это никого это не волнует», — сказал он.
Рудник, которым управляет канадская компания Anagold Mining, с 2010 года в провинции производит золото методом химического выщелачивания. Жители деревни, защитники окружающей среды и инженеры неоднократно предупреждали об экологической опасности шахты.
Некоторые эксперты заявили, что такая авария на шахте назревала давно из-за постоянной халатности, злоупотреблений и нарушения мер предосторожности в шахте.
Адвокаты Союза палат инженеров и архитекторов Турции (TMMOB) подали петицию в суд Эрзинджана в ноябре 2023 года, за несколько месяцев до аварии, в связи с «рисками аварии и оползней» на горнодобывающих объектах.
Петиция стала одной из многих, поданных TMMOB, члены которого призывают пересмотреть экологические риски золотого рудника.
«Мы не раз говорили, что катастрофа приближается… И она произошла сегодня», — выразил сожаление профсоюз.
Адвокат Сердар Доган сказал, что оператор Anagold Mining проигнорировал многочисленные иски, поданные против рудника.
«Эта авария была неизбежна. На объекте постоянно происходили более мелкие аварии. Рудник нужно закрыть, так как здесь играют со смертью», — подчеркнул он.
Ранее рудник и компания Anagold уже оказывалась в центре внимания. В новостях сообщалось, что турецкое правительство аннулировало налоговую задолженность компании на сумму более 209 млн лир.
Кроме того, в июне 2022 года на шахте прорвало трубу, по которой подаётся цианид, в результате чего высокотоксичные отходы попали в плотину Илич на реке Евфрат. Представитель Anagold Mining в Турции Бурханеттин Шахин отверг все опубликованные новостные сообщения об инциденте и пригрозил судебным иском.
Он не уточнил причину прорыва трубы, так как «расследование продолжается», и предположил, что «около 99% обвинений» являются ложными.
В официальном докладе об аварии говорится, что примерно за два часа на пустое поле вылилось около 20 кубических кубов цианида. Критики считают, что объем утечки намеренно занижен.
Шахта закрылась на 88 дней после аварии, но вновь открылась до завершения расследования.
Суд признал Anagold Mining виновной в аварии и приговорил компанию к штрафу в размере 16,5 млн турецких лир (540 тыс. долларов США), что является максимальной суммой. Никаких дальнейших мер против шахты предпринято не было, а уголовные иски жителей соседней деревни были отклонены.
Инженер-металлург Джемалеттин Кючюк во время интервью газете Evrensel раскритиковал штраф и опроверг утверждение компании о том, что цианид не попал в воздух или воду.
«Нельзя называть несчастным случаем то, что происходит регулярно», — сказал Кючюк, напомнив о прошлых инцидентах, когда цианид из шахты вытекал вместе с дождем.
Эксперт также предупредил, что утечка в 2022 году станет лишь прелюдией к более крупным авариям, если владелец не примет решительные меры.
«Могут ли 16 млн лир возместить ущерб, нанесенный природе?» - спросил он, призвав закрыть золотой рудник, который уже нанес ущерб окружающей среде.
Вина за случившееся лежит на Министерстве окружающей среды и губернаторе Эрзинджана, так как они не провели необходимые проверки и аудит на руднике.
«Их вина не искуплена только потому, что они оштрафовали компанию», - заявил эксперт.
Он также указал на экологические опасности, связанные с добычей золота с использованием цианида или химического выщелачивания.