Из 4 тысяч разрешений на право заниматься таксомоторными перевозками индивидуальным предпринимателям выдано только 500, рассказал 12 августа на оперативном совещании у мэра глава Департамента транспорта Николай Лямов.
Всего, по неофициальным данным, на московском рынке работают около 40 тыс. нелегальных такси.
Департамент транспорта приступил к выдаче лицензий на занятие частным извозом с 15 июля. Чиновники уверяют, что процедура предельно проста: индивидуальному предпринимателю необходимо представить выписку из реестра, свой паспорт и документы на автомобиль. Как правило, лицензия выдается в течение одного, максимум 3 дней. Однако московские бомбилы не спешат становиться в очередь к заветному окошку. Из 4 тыс. разрешений, выданных Департаментом транспорта, почти 90% получили организации, имеющие, по словам Лямова, «определенный опыт в этой деятельности». Напомним, что водители в статусе физического лица (а это подавляющее большинство нынешних бомбил) заниматься частным извозом с 1 сентября легально не смогут.
Отсутствие спроса на лицензии со стороны извозчиков-индивидуалов отчасти объясняется требованием чиновников предъявить права собственности на автомобиль или договор лизинга. «Однако многие водители ездят по доверенности или по договору аренды», — поясняют в профсоюзе таксистов. Сергей Собянин вчера заявил, что правительство Москвы готово сделать лизинг для таксистов более дешевым. «Тем предпринимателям, кто берет машину по договору лизинга, мы можем компенсировать две трети ставки рефинансирования ЦБ», — сказал мэр. Он поручил Департаменту транспорта подготовить соответствующее распоряжение правительства и поправки в городской закон «О такси».
У чиновников есть еще 4 месяца, чтобы смягчить удар по рынку пассажирских перевозок и наладить запоздалый диалог с таксистами. Штрафы за нелегальный извоз с водителей начнут брать только с 1 января 2012 года, при этом меньше всего пострадают физлица: за отсутствие лицензии они заплатят 5 тыс. руб. Для индивидуальных предпринимателей штрафы вырастут до 50 тыс. руб., для организаций — до 200 тыс. руб. В столичном Департаменте транспорта рассчитывают, что стимулировать таксистов к выходу из тени будут не только штрафы, но и создание цивилизованных условий труда. «Мы уже организовали 13 стоянок в центральной части города и у 15 транспортно-пересадочных узлов», — сообщил на оперативном совещании г-н Лямов. Всего в 2011–2012 гг. для таксомоторов планируется оборудовать 2 тыс. парковочных мест преимущественно на вокзалах, у станций метро, крупных торговых комплексов и в других «хлебных» местах.
Впрочем, пока непонятно, как легальные таксисты будут бороться за место под солнцем с классическими бомбилами. Сами водители предполагают, что городу придется создавать специальную службу, контролирующую не только наличие лицензий, но и использование спецстоянок. Иначе никакого эффекта от нововведений не будет.