БЛОГое дело | На встрече с гуру Интернета Медведев увидел себя в качестве орка

9 ноября Дмитрий Медведев встретился со своими сторонниками из числа блогеров. Пригласили туда и авторов интернет-комиксов про президента и премьера, и фанаток из движения “Medvedev girls”, и представителей движения “Стопхам”…

Между тем «МК» проанализировал, как влияют на Интернет чиновники и партия власти. Если в Кремле работой с президентскими страничками занимаются аж 172 человека из соответствующего департамента, то функционеры менее высокого уровня действуют в Сети на свой страх и риск и зачастую проигрывают с треском. Среди прочего мы изучили блог мэра Ижевска Дениса Агашина, который шантажировал ветеранов, с тем чтобы они проголосовали за «ЕР». Выглядит этот дневник психоделически...

Дмитрий Медведев на недавней встрече с Общественным комитетом своих сторонников заявил: “Мы все за последнее время, следуя определенной моде — в этом смысле я не стыжусь сказать, что я был отчасти законодателем мод в этой сфере, — обзавелись блогами, твиттер-аккаунтами, стали участвовать в социальных сетях. Это само по себе не вредно точно, потому что видишь другую картину, по-другому все воспринимаешь”.

Что за картина поведения чиновников и представителей партии власти в Сети и “вокруг Сети” сложилась перед выборами — проанализировал “МК”. Пока их усилия выглядят достаточно хаотичными. И все-таки законов жанра никто не отменял. Для того чтобы привлечь на свою сторону интернет-аудиторию, есть несколько основных путей: стать блогером,купить блогера, заманить блогера, напакостить противнику…

Молчание Агашина

Чиновничье блогерство Дмитрий Медведев едва ли не сделал еще одним национальным проектом. И сам подает пример. Недавно он завел еще одну личную страницу — в «Фейсбуке» (причем на основе уже созданной одним из поклонников). С тысячами «френдов» и «фолловеров», для модерирования, комментирования и обеспечения безопасности которых (и от которых) даже увеличили штат соответствующего кремлевского департамента с 48 до 172 человек. Кстати, часть своих блогов ДАМ, скорее всего, продолжит вести вне зависимости от должности после президентских выборов в марте-2012. «Если Дмитрий Анатольевич захочет продолжить общение с гражданами в такой форме, наиболее вероятно, продолжат действовать и блоги с его личным именем, они никак не связаны с названием должности, которую он занимает», — рассказала «МК» пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.

У последователей идей «блогера номер один» среди чиновников не все так радужно. Блоги-то им открыть сказали, а как их вести — не объяснили. Поэтому выходит либо официоз, либо червяки в кремлевских тарелках, как в случае с постом экс-губернатора Твери. Сейчас, например, психоделически выглядит интернет-дневник ижевского мэра Дениса Агашина, который заверял ветеранов в том, что их организациям не выделят деньги, если они не проголосуют за «ЕР». Об этом скандале — ни слова, зато мэр припостил трогательный отчет о том, как у Дворца творчества юных установили отреставрированный танк «Иосиф Сталин». Сперва он отвечал что-то нежное на комментарии, в которых его хвалили за танк, но тут как раз стала раскручиваться дикая история с шантажом ветеранов. А в блог Агашина посыпались вопросы вроде: «Денис, как же так? Люди больше 2000 комментариев написали, волнуются, переживают... Надо сказать что-нибудь, нельзя же так делать вид, что все путем. Народ этого не простит — надо или отмазываться, или каяться... В общем, ждем!» Мэр молчал как рыба. Один из последних комментов в его ЖЖ: «Ну как вы не еще не поняли, едросы, что NET — это не ваше. Здесь вас не любят. Ваше — это зомбоящик и административный ресурс, основанный на госденьгах, которыми вы распоряжаетесь как собственной копилочкой. Любой ваш гон через Интернет для самопиара обречен на поражение». И на это г-н Агашин тоже ничего не ответил.

«В нынешних условиях достаточно стабильной политической ситуации, мне кажется, нет нужды что-либо жестко регулировать в интернет-деятельности партийцев, — пояснил „МК“ еще до случая с Агашиным политолог и глава общественного совета „ЕР“ Алексей Чеснаков. — Лучше дать возможность им, как активным пользователям Интернета, самим определять то, как они будут себя вести в этих социальных сетях». Очень удобная позиция: если вдруг некий виртуальный единоросс начнет особенно некрасиво «мочить» виртуального оппозиционера, всегда можно сказать, что он выражал личное мнение, а не выполнял задание партии...

Единой интернет-площадки у партийных блогеров фактически нет. «Проблема для «ЕР» в том, что ее активные сторонники рассредоточены по нескольким соцсетям — «Фейсбуку», «вКонтакте», «Твиттере», — отмечает Чеснаков. При этом делаются попытки создать единую федеральную систему интернет-реагирования: например, чтобы вывести в топ ЖЖ информацию о партийных событиях. Не так давно в ЦИК «ЕР» прошло закрытое селекторное совещание, на котором представители региональных отделений отчитывались о проделанной в Сети работе. Такие совещания проводятся едва ли не каждую неделю с примерно одними и теми же претензиями к регионалам: интернет-активность по продвижению партии в местных соцсетях низкая или вовсе отсутствует, «френдов» мало, а темы порой слишком местечковые, большое число комментаторов не привлекающие.

Купить или «убить»?

«Надо его или ку, или у», — вывел формулу воздействия на «простых и честных людей» один из героев сказки Евгения Шварца «Тень». Формулу воздействия на «простых и честных блогеров» некоторые чиновники вычисляли, похоже, по Шварцу.

Существования проплаченных блогов никто не отрицает: в Сети даже называют расценки от 3000 рублей до 3000 долларов за пост. Чуть больше месяца назад на сайте госзакупок был размещен тендер от имени управделами президента на создание и сопровождение сайта саммита АТЭС-2012, который через год пройдет во Владивостоке. Но главное — техзадание конкурса предполагало создание официальной страницы саммита в «Фейсбуке» (за 432 тыс. руб.), «оперативное реагирование» на негативные сообщения в блогосфере (на это отводилось 270 тыс.) и оплаченные публикации в блогах ЖЖ, которые читают не менее трех тысяч человек (на организацию таких публикаций было выделено 336 тыс.).

В июне похожую заявку разместила администрация Челябинской области. За 360 тыс. руб. исполнитель был должен обеспечить появление положительных или нейтральных материалов по первым 10 ссылкам при запросах в «Яндексе» и «Google» пятнадцати тем, в том числе "радиация в Челябинске«и «самый грязный город планеты».

А в «Живом журнале» вывешен «Список заказных блогов «Наших» и «ЕдРа». Большая часть авторов которых, впрочем, не делает тайны из своего членства в партии или принадлежности к околопартийным структурам. Так что заказными их назвать сложно. Чеснаков плату за блоги «ЕР» вообще отрицает: «Бюджета на то, чтобы платить за то, чтобы в блогах хорошо писали о „Единой России“, нет и никогда не будет. Это неэффективно — в Сети сразу видно, кто и за какую мзду работает». Сомневается в массовой скупке блогов и один из отцов-основателей русской версии ЖЖ Антон Носик: «Блог является эффективным только тогда, когда у него есть определенная репутация, но именно эта репутация и встанет на пути пиарщика. Уважающий себя и авторитетный блогер не станет связываться с заказухой».

Сам г-н Носик, кстати, говорил, что ему не раз предлагали финподдержку за то, что он займет ту или иную сторону в коммерческом или политическом конфликте. Очевидно, предполагается, что эти предложения он отвергал. Видимо, не столь принципиальный пользователь ЖЖ Максим Лобанов (под ником lobanovmaxim) в своем дневнике признавался, что ему якобы заплатили 100 тыс. руб. за очернение Алексея Навального. Встав, по собственному признанию, «обратно на оппозиционные рельсы», Лобанов решил рассказать, «как проправительственные структуры вербуют в свои ряды известных блогеров». А на Навального, простите за каламбур, навалилась другая напасть — атака ботов, или, иными словами, автоматических блогов, управляемых программой, которые в основном создаются для распространения спама... Кроме ботов Навального атаковал... замсекретаря президиума генсовета «ЕР», депутат Госдумы Андрей Исаев (до этого инцидента в сетевом «троллинге», то есть намеренном выведении из себя соперника, обычно обвиняли «Наших» и «Молодую гвардию «Единой России», но не взрослых товарищей). В ответ на новый виток кампании сетевого трибуна против «партии жуликов и воров» Исаев разразился целой серией «твитов» (постов в «Твиттере»), начиная с вопроса «В „Единой России“ более двух миллионов человек. Сколько из них, по вашей информации, являются „жуликами“ и „ворами“?» и заканчивая характеристикой сторонников Навального: «Навальнята —компания озлобленных неудачников и пиндосовских агентов... Только тех, кто лгут и врут, навальнятами зовут».

«Я считаю, что единороссы в не меньшей степени объекты троллинга, чем все остальные. А я, думаете, с этим не сталкиваюсь? — поделился с „МК“ Чеснаков. — Но эта стратегия „массированной ругани“ малоэффективна. Если человек написал, что сомневается в каких-то действиях „ЕР“, а ему 250 написали, что он идиот, — это как-то нелогично, и я вообще не понимаю, зачем этим заниматься».


Кадр из ролика-агитки “ЕР”, распространяющегося в Сети: юноша и девушка вместе заходят с бюллетенями в кабинку для голосования, а потом выходят оттуда, поправляя одежду и прически. Авторство приписывают команде первого зампреда комитета Госдумы по информполитике Роберта Шлегеля. Между тем по закону голосование должно быть тайным. За уединение вдвоем в кабинке можно схлопотать обвинение в хулиганстве или штраф от 500 тыс. руб.


Другие глаза

Еще несколько лет назад в сетевой дискуссии политолог Георгий Бовт заметил: «Технология размещения пиар-материалов может быть куда более сложной, чем прямая проплата за них. Блогера вообще можно бесплатно мотивировать». В марте, например, израильский министр информации Юлий Эдельштейн встретился в Тель-Авиве с блогерами и журналистами интернет-изданий. На встрече всячески подчеркивалась «важность народной дипломатии» и того, что пишется в блогах об Израиле. Блогеры, получив в виде бонуса еще и прямой контакт с пресс-службой израильского Мининформа, патриотизмом прониклись.

Точно так же почувствовали свою значимость волгоградцы. С членами местного популярного сообщества «Волгоградский клуб блогеров» действовали по «израильскому сценарию»: пригласили их к губернатору, сообщили, как важен их вклад в формирование положительного имиджа региона, организовали встречу с известными федеральными персонами и предоставили помещение для встреч.

На федеральном уровне все выглядит еще масштабней, но суть та же. Дмитрий Медведев встречается с «королями Интернета» уже не в первый раз. Можно вспомнить, что в новый состав «президентской трети» Общественной палаты ввели блогера Антона Коробкова-Землянского. В Кремле, кстати, затруднились пояснить, зачем и по каким критериям был выбран именно он. Зато во время недавней встречи Медведева с учителями Коробков на сайте ОП вел прямой «твиттераж» (репортаж, состоящий из коротких записей в «Твиттере») с этого события... Популярный в ЖЖ drugoi (Рустем Адагамов), который высказывал в своем дневнике мнение, что президента фотографируют плохо, был приглашен на несколько мероприятий Медведева с возможностью эксклюзивной съемки. «Мы ему просто дали возможность увидеть все своими глазами», — пояснила Наталья Тимакова.

Владимир Путин, как известно, не ведет блогов. Но на премьерские мероприятия регулярно приглашают главу фотоагентства и блогера Илью Варламова. Его же зовут и на мероприятия, устраиваемые единороссами. Г-н Чеснаков комментирует это так: «Например, я раньше не любил оперу. После того, как я попал на несколько оперных спектаклей, я каждый день слушаю эту музыку. Вот я, например, не люблю современное искусство. Но если бы меня пригласили в музей современного искусства, я, может, посмотрел бы другими глазами на какие-то вещи». Правда, добавляет, что Варламова единороссы зовут «не потому, что он плохо к ним относится, а потому что он профессионал и хорошо делает фотографии, и тем самым они демонстрируют открытость для критики».

Но вот удивительный феномен: «увидевшие все своими глазами» блогеры стали гораздо менее критичны по отношению к «увиденным». Поэтому когда тот же Варламов в своем блоге пошутил, что стал членом «ЕР», никто не поверил. В то, что это шутка.

Выбирай мышкой

Владимир Жириновский, будучи в конце августа в гостях у «МК», рассказывал о «сетевом голосовании» и «сетевых партиях» в будущем. «Дома будем все голосовать», — рассуждал Владимир Вольфович. То же самое говорил мне идеолог другой партии Чеснаков: «Будут проходить не только голосования, но и съезды партии в социальных сетях и на сайтах. И я не фантазирую». В Центризбиркоме, правда, к идее выборов в Интернете относятся более скептически, относя голосование в Сети к тому времени, «когда мы все будем беспрепятственно летать на другие планеты». Хотя член ЦИК от КПРФ Кирилл Сердюков в беседе с «МК» такую идею не отрицал: «Если будут соблюдаться все нормы и кто-то даст гарантию, что они будут соблюдены, будет создано новое законодательство, тогда почему бы и нет».

Сейчас законы не только не говорят что-либо о голосовании в Сети, но никак не регулируют и агитацию в блогах — притом что для традиционной прессы и политиков в СМИ с момента объявления предвыборной гонки действует ряд ограничений. Большинство соцсетей вообще зарегистрированы на территориях других государств и под нормы нашего законодательства практически не подпадают. Та же комиссия Центризбиркома по информспорам создана для разбора агитационных и прочих материалов в СМИ, но не в блогах. В ЦИКе мне говорили, что вопрос об ограничениях агитации в Сети там поднимали, причем «за» выступали представители «ЕР» (что с учетом преимущественно оппозиционного настроя блогеров неудивительно).

Однако как отрегулировать гигантскую площадку с огромным количеством пользователей, пока так и не придумали. И слава богу — ведь если бы не Интернет, нынешняя выборная кампания была бы гораздо менее интересной.

Кстати, глава Центризбиркома Владимир Чуров пару недель назад в интервью «МК» высказывался за то, чтобы снять ограничения на предвыборную агитацию вообще, а не только в Интернете. Но свой ЖЖ закрыл. Очевидно, он-то хорошо знает окончание расхожей сетевой фразы: «Это Интернет, детка...»

СПРАВКА "МК"

Каждый четвертый пользователь “Фейсбука” хотел бы “зафрендить” Медведева

В результате опроса портала Superjob.ru, проведенного 20—21 октября, выяснилось, что “зафрендить” президента хотели бы 26% пользователей “Фейсбука”. Причем добавить в “друзья” Медведева хотят чаще женщины (28% против 23% среди мужчин) или молодежь в возрасте 25—34 лет (28%). Сейчас аудитория “Фейсбука” превышает 800 млн.