Разноцветные рождественские огоньки украшают улицы Стамбула, но для множества христианских меньшинств исламского города празднование Рождества может оказаться настоящим испытанием.
Проживающие здесь христиане объяснили корреспонденту МК-Турция, что проблема празднования Рождества в Стамбуле – это не проблема свободы вероисповедания, а проблема отсутствия возможностей.
В сущности, христианство в Анатолии имеет длинную историю: именно здесь родились многие христианские апостолы и святые, такие, как апостол Павел, родившийся в Тарсусе, и Николай Чудотворец, родившийся в Мире. Общее количество проживающих в Турции христиан армянской православной церкви – 65 тысяч, сирийской православной церкви – 15 тысяч, халдейской католической церкви – 8 тысяч, и греческой православной церкви – 2,5 тысячи. Здесь также проживают христиане других толков, такие как приверженцы болгарской и грузинской церквей и протестанты. Несмотря на это многие христианские общины тоскуют по ощущению единства, которое присуще праздникам.
В это время года Стамбул напоминает европейские города, отмечающие Рождество. Фасады зданий украшают гирлянды белых огней, елочки увешены разноцветными шарами, на дверях домов и отелей висят веночки, с полок магазинов улыбаются фигурки надувных снеговиков и Санта Клаусов.
Однако для некоторых христиан «новогоднее» убранство, как его называют в Турции, - представляет собой нечто странное.
Эмигрантка из Америки протестантка Кристелл Джименез говорит, что елки, и венки – это только внешние атрибуты Рождества, за которыми не чувствуется его сущность. «Я была окружена рождественскими елями, огоньками и изображениями Санта Клауса. Несмотря на это, большинство людей вокруг меня не имело представления о том, какой глубокий культурный смысл они несут, и даже о том, с каким праздником они связаны. Это заставляло меня чувствовать себя так, словно я посвящена в какую-то тайну», - рассказала она.
Адепты сирийской православной церкви: Деревня против Стамбула
Зеки Айдын, принадлежащий к сирийской православной церкви, работает в магазине, который торгует христианскими изданиями в районе Таксим. Он говорит, что в его деревне в Мардине Рождество было лучшим моментом года.
«На востоке мы ждали Рождества весь год», - вспоминает Айдын о том, как он встречал праздник в Мардине 25 лет назад: «Мы были бедны и не могли позволить себе такие вещи, как яблоки, апельсины и новые ботинки. Мы всегда жили тем, что могли вырастить на поле. Хотя мои семья и деревня были бедны, Рождество всегда было для нас чем-то особенным».
Будучи ребенком, на Рождество Айдын ходил с другими детьми от дома к дому с мешками в руках - они собирали небольшие подарки. В Новый Год деревенские дети гуляли группами с Дедом Морозом, у которого была борода из шерсти и белое одеяние, и собирали монеты.
Айдын вспоминает, как однажды рождественским утром его разбудила сестра. «Она разбудила меня, дала мне кусок мяса и сказала: «Теперь ты можешь есть мясо!»».
Айдын жалуется, что после переезда в Стамбул он обнаружил, что дух Рождества, которое он с таким нетерпением ожидал у себя в деревне, исчез. «После того, как я приехал в Стамбул, я больше не ощущал волнения. Рождество здесь ничем не отличается от других дней», - говорит он.
На это Рождество Айдын поедет в свою деревню на востоке Турции.
Раньше Рождество было подобно карнавалу
Миниатюрная пожилая женщина сидит в кресле и с легкой улыбкой вспоминает о том, как восхитительно в Стамбуле раньше праздновали Рождество. Женщину зовут Димитра и она прихожанка греческой православной церкви. «Раньше Рождество в Стамбуле праздновали гораздо лучше и ярче. Это было так волнительно – почти как карнавал», - рассказывает она.
Димитра с нежностью описывает пышные торжества и оживленные толы людей, которые принадлежали к ее религиозной общине. Когда она была маленьким ребенком, ее родители переодевались в Деда Мороза и дарили ей и ее сестрам корзины, наполненные куклами, и подушечки, набитые конфетами, со смехом вспоминает она. Как и Айдын, Димитра говорит, что ее семья была очень бедной, но это не мешало Рождеству быть прекрасным.
Однако сейчас, говорит Димитра, Стамбул в Рождество не узнать, так уменьшилось количество верующих. «Сейчас нас так мало, а мероприятий еще меньше. Сейчас Рождество – это поход в церковь, после которого ты возвращаешься домой», - жалуется Димитра. Ее семья переехала, а она продолжает жить в своем доме в районе Кадыкей одна.
Как многие христиане в Турции, чьи родственники живут в других странах, Димитра планирует встречать Рождество с родственниками и друзьями в Афинах.
Турок Эмре Алтун окружен семьей и друзьями. Несмотря на это он говорит, что в праздники он чувствует себя одиноким.
Все в семье Алтуна – мусульмане, они приехали из восточной провинции Эрзрум. Алтун говорит, что его родственники не поддерживали его решения обратиться в христианство. Особенно тяжело даются 24-летнему турку Рождественские праздники, ориентированные на семью и общину. «Да, это тяжело, - сказал Алтун в интервью МК-Турция, - Мне бы хотелось, чтобы у нас была елка, которую я мог бы украсить, и чтобы мама готовила на Рождество, как она это делает в другие праздники. Но я предпочитаю не думать об этом слишком много».
Алтун, который еще не определился с выбором церкви, проведет это Рождество с протестантской общиной.
Посвящение в «тайну» Рождества
По-крайней мере одна христианка, с которой нам удалось поговорить, смогла ощутить особое настроение Рождества, отмечая праздник в Стамбуле. Джименез призналась, что как и прочие христиане, она чувствовала себя одиноко в свое первое Рождество в Турции. Это было год назад. «Когда я впервые праздновала Рождество в Стамбуле, в этом было что-то очень интимное и личное, - рассказывает Джименез. Празднование Рождества с двумя коллегами закончилось подогретым вином и просмотром «Рождественской истории».
Этот день начался для Джименез совсем не так, как когда-либо прежде начиналось Рождество. В то время как все христиане проводят праздник в кругу семьи или в гостях у родственников, Джименез оказалась одна в своей квартире в ожидании водопроводчика, поскольку ее «домовладелица, кажется, не поняла, что значит общество друзей в этот особенный день, тем более, вдали от дома».
Однако 23-летняя жительница Калифорнии не позволила небольшой заминке испортить то, что она назвала «скрытая тайна» Рождества. «Я поехала к моим друзьям на общественном транспорте и купила кое-что для нашего большого рождественского обеда. Это помогло мне ощутить приближение праздника. Меня окружала размеренная жизнь, все шло своим чередом. И все это сделало этот день для меня особенным», - сказала она.
Как бы то ни было, год спустя в Рождество Джименез уже не ощущала одиночества. «Вместо того чтобы чувствовать себя членом секретного клуба, я чувствую связь с людьми, которые меня окружают. Мы все посвящены в «тайну» Рождества», - сказала она.
Фото: На православной литургии в Соборе Святого Георгия в Стамбуле христианам раздают просфоры