Не утонула, так сгорела

В Мурманской области произошел пожар на атомной подлодке. Вчера днем в Росляково на судоремонтном заводе произошло возгорание на атомной подлодке «Екатеринбург».

Пожар тушили 9 часов. Пострадали 7 человек. В итоге подлодку пришлось затопить, чтобы избежать повторного возгорания, причем на субмарине находится часть экипажа. Отремонтируют стратегический ракетоносец теперь не скоро.

ЧП произошло в четверг примерно в 16.20 мск в населенном пункте Росляково на территории плавучего ремонтного дока судоремонтного завода. По данным Минобороны, во время проведения огневых работ произошло воспламенение деревянных строительных лесов, смонтированных вокруг лодки, возгорание перекинулось на легкий внешний корпус. Площадь пожара составила 150 квадратных метров, и, чтобы его потушить, пожарным потребовалось чуть более 9 часов. При этом утром в пятницу глава МЧС Шойгу заявил, что работы по полной ликвидации пожара на АПЛ "Екатеринбург" займут еще 5-6 часов.

"По предварительным расчетам, на окончательную ликвидацию пожара потребуется пять-шесть часов", - сказал он. По его словам, сейчас идет охлаждение корпуса подлодки.

В результате пожара двое сотрудников МЧС и семеро военнослужащих были госпитализированы с отравлением.

С целью недопущения возможности повторного возгорания на обшивке легкого корпуса АПЛ "Екатеринбург", корпус лодки был притоплен с помощью дока. Затем лодка будет возвращена в исходное положение
В целом экипаж был эвакуирован, но часть военнослужащих остается на борту. Представитель военной прокуратуры Северного флота полковник юстиции Александр Григорьев утверждает, что жизни людей ничего не угрожает.

"Экипаж в целом эвакуирован, но часть находится в лодке. Это те военнослужащие, кто обеспечивает безопасность атомной подводной лодки, угрозы их жизням нет", - приводит РИА «Новости» слова Григорьева.

Сколько человек на борту не сообщается. Они ведут мониторинг параметров температуры и углекислого газа во всех отсеках лодки. Утром в пятницу командир лодки доложил, что все параметры в норме. Радиационный фон на лодке и возле нее находится в норме.

К 14.00 мск представитель штаба пожаротушения, развернутого на месте ЧС сообщил, что пожарные полностью ликвидировали возгорание на атомной подводной лодке "Екатеринбург".

В Мурманской области был снят повышенный режим радиационного контроля, введенный из-за пожара.

До этого МЧС и военные сообщали, что радиационный фон в регионе в норме, Мониторинг радиационной обстановки в Мурманской области осуществляли 59 стационарных датчиков и 25 переносных постов контроля.

Спасатели приступили к выводу группировки сил с места ЧП. При этом, на месте для поддержки оставлено необходимое количество техники.

В 8.40 мск в пятницу в Рослякова прибыл начальник генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров. Вместе с ним на завод прибыла и группа офицеров Минобороны.

Ранее ночью на место приехали главком ВМФ Владимир Высоцкий и начальник главного штаба ВМФ Александр Татаринов. Представители военного ведомства намерены на месте изучить ситуацию в связи с пожаром на подлодке.

По предварительным данным МЧС, пожар произошел из-за нарушения технологического процесса при проведении ремонтных работ.
Военные следователи североморского гарнизона возбудили уголовное дело по статье "уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности.

Устранение повреждений, полученных подводным ракетоносцем в результате пожара, может занять до полугода, считают эксперты.

Член президиума общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко прокомментировал ЧП с подлодкой:

"Безусловно, сроки ремонта увеличатся. Речь, видимо, идет о месяцах, если не о гораздо больших сроках. Мне кажется, это будет, не месяц, не два и даже не три, а возможно, понадобится до полугода для того чтобы только привести легкий корпус лодки в нормальное состояние", - сказал Коротченко.

По его словам, окончательные выводы о состоянии подлодки можно будет сделать после того, как завершатся мероприятия по разбору конструкции, и пройдет техническая экспертиза. Коротченко уточнил, что эксперты должны прояснить, в каком состоянии находятся легкий и прочный корпус субмарины после пожара.

"Было воздействие огня и высоких температур на металл, а легкий корпус соединен с прочным корпусом целым рядом металлических коммуникаций, труб, арматуры, которые могли деформироваться. Я думаю, что последствия будут очень неблагоприятные", - пояснил он.

Коротченко добавил, что внешний корпус АПЛ покрыт специальным слоем резины, который снижает шумность субмарины, повышает амортизационную стойкость судна к ударам и облегчает передвижение экипажа по палубе. По его мнению, из-за длительного горения этого каучукового покрытия достаточно ощутимые повреждения мог получить и легкий корпус "Екатеринбурга". Поэтому речь идет уже не о самом ремонте как таковом, а о том, ценой каких усилий удастся восстановить эту субмарину как боевую единицу, отметил Коротченко.

"Это очень серьезный инцидент, он свидетельствует об общем падении технологической и вообще производственной дисциплины. Речь идет о стратегическом подводном ракетоносце, поэтому это не рядовое происшествие, а очень серьезный инцидент", - считает эксперт.


АПЛ «Екатеринбург» длиной более 160 метров и водоизмещением около 19 тысяч тонн находится на плановом ремонте с 8 декабря. Атомный реактор подлодки был заглушен перед постановкой в ремонтный док. Вооружение перед ремонтом снимается с лодки в соответствии с нормативными актами. На борту подлодки во время боевого дежурства находятся 16 пусковых установок баллистических ракет, а также торпедные аппараты.

К-84 "Екатеринбург" - атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БДРМ "Дельфин". Представитель второго поколения атомных подводных лодок. Место базирования - Северный флот, Гаджиево.
Подлодка была заложена 17 февраля 1982 года на судостроительном заводе "Севмаш" в Северодвинске, спущена на воду в сентябре 1984 года, вошла в состав флота 30 декабря 1985 года. К-84 стал вторым в серии из семи подводных крейсеров этого типа, построенных с 1984 по 1992 год.

Основным оружием корабля стали межконтинентальные баллистические ракеты Р-29РМ (договорное обозначение РСМ-54, западное обозначение SS-N-23 Skiff) и их модификация Р-29РМУ2 "Синева", дальность полета которых более 10 тысяч километров.

Согласно сообщениям СМИ, в 1989 году подлодка участвовала в уникальном эксперименте по запуску всего боекомплекта из 16 МБР в одном залпе (операция "Бегемот"). Но эксперимент закончился неудачей: за несколько минут до старта, еще при закрытых крышках шахт, из-за отказа датчиков давления не отключился "поддув ракеты", что привело к нарушению целостности баков горючего и окислителя. В результате произошло быстротекущее возгорание. От резкого повышения давления была вырвана крышка шахты, и произошел частичный выброс ракеты. Эксперимент впоследствии был успешно проведен, но на другой АПЛ.

В феврале 1999 года подлодка получила наименование "Екатеринбург".

ЧП с подлодкой "Екатеринбург" - не первое происшествие на российском атомном флоте в 2011 году. В сентябре стратегическая АПЛ Тихоокеанского флота "Святой Георгий Победоносец" столкнулась с сейнером "Донец". Подлодка, находившаяся в надводном положении, получила тогда повреждения легкого корпуса.

Михаил Верный , Московский Комсомолец
Tеги: Россия