Стамбульцы недовольны ростом торговых центров

С открытием в Стамбуле многочисленных новых моллов, особенно вдоль шоссе Е-5, что на западе города, общественный оптимизм в отношении новых строений такого типа стал пропадать.

К примеру, жители района Бейликдюзю, описывающие себя изнуренными от наличия бесконечных строительных участков по возведению моллов, выразили свою озабоченность относительно влияния, которое оказывают подобные торговые центры на повседневную жизнь в Турции. Большинство жителей беспокоит, что происходящие изменения оказывают определенное влияние на молодежь, и что молодое поколение вынуждают проводить время в торговых центрах в результате увеличивающегося давления поп-культуры.

Десять лет назад в городе было всего несколько ТЦ, привлекавших по большей части состоятельных покупателей, желавших удобства шопинга, где в том же месте они могли бы и перекусить и отдохнуть. Сегодня же, разросшиеся моллы ежедневно заманивают тысячи людей, меняя тем самым культуру шопинга в городе.

До появления торговых центров люди стекались в окрестности, прогуливались по основным оживленным улицам, устанавливая долгосрочные взаимоотношения с другими членами общества. После того как люди предпочли совершать покупки в торговых центрах где много незнакомцев, чувство осознания себя членом общества ослабело.

Легкая доступность моллов, наряду с небольшими торговыми центрами, сделала их местом частых остановок многих людей. По мнению турков, скучающие подростки собираются в моллах, едят фаст-фуд и проводят время, ничего не делая, вместо того, чтобы тратить свое время на более полезные занятия. Моллы в зимние месяцы становятся безопасным убежищем для многих людей, позволяя им укрыться от непогоды. Как бы то ни было, они не обязательно предлагают защиту от всего. К примеру, болезни, обостряющиеся в зимние месяцы, легче распространяются при скоплении большого числа людей в одном месте, и количество случаев возрастает благодаря взаимодействию с большим числом людей. Также постоянное скопление автомобилей на близлежащих от центров улицах стало головной болью для тех, кто использует тот же маршрут для передвижения от дома до работы. При строительстве подобных моллов не принимается во внимание городское планирование и многие жители продолжают думать, что потенциал продаж будет основным определяющим фактором в плановых решениях в будущем, тогда как владельцы моллов обычно предпочитают располагать свои храмы шоппинга в центре города.

Некоторые жители убеждены, что огромные площади, занимаемые торговыми центрами, следовало бы отдать под зоны отдыха, где взрослые могли бы заниматься спортом, либо под игровые площадки, где смогли бы играть дети. Постоянно увеличивающаяся нехватка зеленых зон хорошо осознается людьми, ищущими ловушки торговцев, что уже переросло в зависимость. Те же, кто хочет просто прогуляться, постоянно оказываются у витрин магазинов торгового центра, соблазняющих их на совершение покупок.

Стремительное распространение моллов также оказывает воздействие и на мелкий бизнес, представители которого не могут позволить себе дорогую аренду в моллах. Все заканчивается тем, что они теряют клиентов, представляя, как розничные магазины завлекают покупателей красочным оформлением и вывесками «скидки», что также ведет к расширению текстильной отрасли. Культура торговаться исчезает в турецком обществе, поскольку большинство цен в моллах устанавливаются владельцами торговых марок.

Расположение большого количества моллов в непосредственной близости друг от друга также увеличивает конкуренцию между ними. Многие новые моллы основаны на разных концепциях, и вносят большое разнообразие в наименования брендов, чтобы привлечь больше людей. Некоторые из них даже предлагают в выходные дни развлекательную программу для детей, включающую выступления клоунов, фокусников и иные развлечения, чтобы занять детей, в то время как их родители совершают покупки. Некоторые разыгрывают в лотереи машины, дома или подарочные карты для покупателей, совершивших покупки на определенную сумму.

Стамбул, становясь городом с репутацией центра шопинга, привлекает все большее число посетителей. Тем не менее, тот факт, что покупатели предпочитают в Стамбуле моллы, также подчеркивает большую разницу в доходах между Стамбулом и другими городами страны. Многие компании инвестируют в Стамбул, поскольку город представляет основной потенциал для продаж, в результате появляются рабочие места для большого количества людей. По мнению чиновников, рост розничных продаж отражается в увеличении занятости в торговых центрах. К концу 2012 года ожидается появление в общей сложности 500.000 рабочих мест.

Культура больших торговых центров в Турции началась в 1980-х с появлением «Галереи» в районе Атакёй. Со временем количество моллов получило широкое распространение с драматической скоростью. На сегодняшний день по всей стране действуют сотни торговых центров и еще большее количество строится. Они в скором времени станут центрами для людей, живущих неподалеку, поскольку моллы делают потребление безболезненным, награждая покупателей большими пакетами с изображением дорогих логотипов.