«В этой стране всегда принимали и поддерживали фотографию», - говорит фото-редактор Zaman Селяхаттин Севи, напоминая, что фотографию всегда приветствовали как в Османской империи, так и в Турции.
За прошедшие десятилетия в Турции не появилось большого количества фотожурналистов, поскольку работы для профессиональных фотографов в турецкой прессе было не слишком много.
Ведущая ежедневная турецкая газета Zaman решила внести вклад в фотожурналистику страны, отмечая таким образом свое 25-летие. Эта идея превратилась в грандиозный проект, который называется «Время в Турции» (Türkiye’de Zaman). В проекте приняли участие 25 фотографов, получивших мировое признание, включая американского художника Стива МакКарри, известного портретом «Афганская девушка». Каждый фотограф работал, руководствуясь темой, которую для него определили. Однако некоторые продолжили работу над темами, которыми они занимались раньше. МакКарри, например, в основном снимал в Бурсе, так как его интересовал сема – ритуал вращающихся дервишей. Американский фотограф Кэролин Дрейк работала над темой футбол, делая снимки на стадионах и тренировочных площадках. Итальянский художник Паоло Пеллегрин фотографировал традиционные соревнования по борьбе в масле Кыркпынар в Эдирне, а Андерс Петерсен делал фото меньшинств Турции.
Севи отметил, что многочисленные фотографы, принимавшие участие в проекте, ранее уже работали в Турции и соединили свои собственные проекты с проектом Zaman. Когда британский фотограф Джордж Джорджуа снимал в Турции для проекта «Время в Турции», другие его работы, сделанные здесь ранее, выставлялись в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Французский фотограф Бруно Барби работает в Рио, Сеуле и Стамбуле, а проект «Время в Турции» позволил двум фоторепортерам и the Zaman daily поработать вместе.
«Когда вы говорите о фотожурналистике, люди представляют себе любительские фото событий или людей, которые выкладывают на страницы газет, чтобы читатели могли составить представление о той истории, которая стоит за словами. Фотограф может рассказать свою собственную историю, сосредоточившись на одном предмете. Работа над одной историей иногда занимает у фотожурналиста дни, недели, месяцы или даже годы. В Турции такого подхода к фотографии нет. У нас [в Zaman] были свои собственные небольшие проекты. Мы, как могли, пытались рассказать истории, связанные с фотографиями. С этим проектом у нас появилась возможность это улучшить и проследить за работой разных художников», - рассказал в своем интервью газете Zaman Севи.
25 фоторепортеров, участвовавших в проекте, работали над своими заданиями в течение нескольких дней, а в некоторых случаях – и недель. На данный момент их работы уже были выставлены в Стамбуле и Анкаре. В рамках проекта на этой неделе вышла книга, в которой были собраны фотографии. 420-страничная книга, опубликованная Zaman Kitap, содержит также биографию каждого фотографа на турецком и английском языках. Каждый проект выделен в отдельную главу и снабжен небольшим вступлением.
«Это была масштабная программа, позволившая показать фотожурналистику с выигрышной стороны. Мы проводили как уличные выставки, так и выставки в престижных галереях. Это свидетельствует об уважении, с которым относятся к фотожурналистике. Мы пытались показать новое видение, - сказал Севи, - Это было вдохновляющее событие. Мы публикуем фото-ежегодник с 2005 года. С этим проектом мы сделали еще один шаг вперед».
Севи отметил, что литературы, посвященной фотожурналистике, в Турции очень немного, и добавил, что сотрудники газеты Zaman работают также над сайтом проекта timeinturkey.org.. Сейчас на веб-сайте завершается размещение информации о ходе работы над проектом, включая документальные съемки и сведения о 25 фоторепортерах, которые приняли участие в проекте. Севи подчеркнул, что на завершение работы над остальными рубриками сайта уйдет полгода. «В Турции количество источников на тему фотожурналистики ограничено», - добавил он.
После окончания проекта фотографы Zaman не прекратят свою деятельность, так как этот проект позволил поднять фотожурналистику в Турции на новый уровень. Вплоть до 2013 года по всему миру будут продолжать действовать выставки. В 2013 году Zaman сможет разместить на своем сайте фотографии 25 фотографов, признанных во всем мире. Тем временем, фоторепортеры Zaman продолжат запускать новые проекты, которые будут строиться, во многом опираясь на опыт проекта «Время в Турции».
«Через полгода мы бы хотели опубликовать фотографии, которые были сделаны нашими собственными фоторепортерами. Например, у нас есть проект по созданию книги фотографий, посвященных Арабской весне. Мы собираемся представить этот проект исполнительным директорам [газеты Zaman] и надеемся, что книгу опубликуют».
Турция глазами 25 фотографов
Обсуждая темы, выбранные самими журналистами или предложенные им редакцией, руководители проекта просили художников избегать клише и излишней стилизации. Каждый фотограф посетил различные части страны, от юго-восточного города Батман до северо-западного Эдирне. Севи говорит, что если в фотографиях и есть что-то стилизованное, то причиной этому вовсе не является тот факт, что фотографы – иностранцы. Все дело в самом предмете. «Возможно, многие турецкие фотографы работают в еще более стилизованной манере, чем их иностранные коллеги, и остаются большими чужаками, чем иностранцы. То, чего хотим мы, - это иметь работы, которые далеки от шаблонов и предубеждений. Мы бы не хотели, чтобы в этом проекте снова обсуждались избитые темы», - сказал он.
Севи более чем доволен результатами напряженной работы художников. Он сказал, что они не ожидали, что фоторепортеры сделают лучшие работы в своей жизни. «Мы просили их отразить Турцию такой, какой они ее видят через свои объективы. Все они провели просто потрясающую работу. Некоторые во время работы над проектом сделали фото, которые так же хороши, как их самые удачные работы. Все они смогли удержать планку», - сказал он, добавив, что руководителям проекта удалось таким образом скоординировать работу, что это обеспечило хорошие результаты.