В среду, в три часа утра по местному времени в Тулузе спецназовцы из элитного подразделения RAID начали операцию по захвату подозреваемого в убийстве еврейских детей и французских парашютистов.
Живущие в доме по улице сержанта Винье, 17 люди были разбужены звуком выстрелов. Пятиэтажное здание было оцеплено сотнями полицейских. Полиция даже не эвакуировала местных жителей, – им, проснувшимся от стрельбы, позвонили по телефону и велели оставаться на своих местах.
Спецназ прибыл сюда ради одного человека – это 24-летний бородач, житель Тулузы алжирского происхождения. По данным французской прессы, его зовут Мохамед Мерах. Именно его считают виновником трех расстрелов, учиненных в последние дни «убийцей на скутере» в Тулузе и Монтобане. Хладнокровный убийца расстрелял семь человек: троих еврейских детей, раввина и трех французских десантников.
Мохамед забаррикадировался в своей квартире на втором этаже и оказал сопротивление. Несколько полицейских получили легкие ранения. На место спецоперации прибыл глава французского МВД Клод Геан. Министр заявил, что задача полицейских – взять подозреваемого живым. Мать подозреваемого привезли на место операции, чтобы она уговорила сына сдаться. Но женщина заявила, что не может повлиять на него. Брат Мохамеда был задержан – полиция предполагает, что он может быть связан с преступлениями последних дней.
Спустя некоторое время подозреваемый, с которым начали переговоры, в обмен на переговорное устройство выбросил из окна "Кольт" 45-го калибра (похоже, что именно этот пистолет использовался при убийстве еврейских детей и французских солдат). Однако полиция предположила, что у него есть и другое оружие – в частности, автомат Калашникова и «Узи».
Буквально до последнего момента следствие разрабатывала в качестве основных две версии – исламистскую и неонацистскую. Были составлены два списка подозреваемых, круг постепенно сужался.
Террорист разъезжал на скутере, который, в конце концов, и довел следователей до «тулузского стрелка». Следователи нашли дистрибютора, которого на прошлой неделе посещал некий человек насчет своего скутера (он интересовался, как отключить на мопеде «трекер», позволяющий локализовать машину в случае угона). Посетителем заинтересовались в полиции. Впрочем, судя по всему, уже после убийств десантников убийца попал в число подозреваемых. Тем более, что удалось отследить IP-адрес компьютера, с которого Мохамед назначал встречу сержанту-десантнику Имаду ибн Зиатену, давшего в интернете объявление о продаже мотоцикла (на него откликнулось более 575 человек). Имад, родившийся во Франции марокканец по происхождению, стал первой жертвой «стрелка». Новые факты, найденные уже после расстрела в школе, подтвердили подозрения.
По словам министра внутренних дел, подозреваемый имеет связи с людьми, причисляющими себя к сторонникам салафизма и джихадизма. Есть данные, что он связан с «Аль-Каидой» и принимал участие в «джихаде» в зоне племен на афгано-пакистанской границе. Мохаммед говорил, что хочет отомстить за палестинских детей и действия французской армии в Афганистане. Один из убитых в Монтобане десантников (все они арабского происхождения, как и их убийца) – 25-летний капрал Абель Шеннуф, действительно, служил в 2008 году в этой стране.
Le Figaro пишет, что подозреваемый дважды ездил в Пакистан в 2010 и 2011 гг. И во время своей второй поездки в регион он был задержан в афганском Кандагаре. Местные власти передали сведения о нем французской полиции (так что его радикальные взгляды не были секретом). Местной же, тулузской, полиции Мохамед был известен из-за нескольких мелких случаев, связанных с применением насилия.
Свидетели показывали, что во время стрельбы у еврейской школы убийца имел при себе видеокамеру с широкоугольным объективом, привязанную к шее. Не исключено, что террорист собирался выложит в Интернет «видеотчет» о своем преступлении.
Во Франции не было крупных терактов, осуществленных исламистами, аж со времен серии взрывов в 1995 г. И сейчас, когда на носу президентские выборы, кандидатам в президенты трудно будет удержаться от того, чтобы не использовать тулузскую историю в своих целях. Лидер Национального Фронта Марин Ле Пен, не дожидаясь, чем закончится осада дома с подозреваемым, объявила войну исламистам-фундаменталистам.
Между тем тела четырех жертв последнего нападения в Тулузе – 30-летнего раввина Йонатана Сандлера, двух его сыновей (3 и 6 лет от роду) и 8-летней Мириам, дочки преподавателя еврейской школы – уже доставлены в Израиль для похорон в Иерусалиме.