Интернет — что это? Замечательное средство коммуникации, облегчающее жизнь — или вселенская помойка?

Чего больше в социальных сетях — плюсов или минусов? Нуждается ли Сеть в регулировании — моральном или правовом?Об этом и многом другом говорили участники Евразийского молодежного форума, прошедшего в Вильнюсе.

Это уже четвертый по счету форум, до этого они проходили в Анталии (Турция), Астане (Казахстан) и Одессе (Украина). И все эти встречи так или иначе касались проблем молодежи и диалога между различными культурами. Нынешний форум, проводившийся в стенах Литовского эдукалогического университета, назывался «Социальные медиа и молодежь».

Здесь говорили о том, как влияет Интернет на молодежь, о пользе и вреде, таящихся в социальных сетях, о том, насколько опасна интернет-зависимость. Нужны ли ограничения в Интернете? Как при помощи соцсетей раскрутить день открытых дверей в университете? И как государственные СМИ пытаются использовать новые технологии в борьбе за молодежную аудиторию?..

Разнообразие поднятых на форуме тем отражал и очень пестрый состав участников — а они съехались из самых разных стран, из России, Турции, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Молдавии, Кыргызстана, Казахстана, Эстонии, Латвии и, конечно, из Литвы.

«Когда в 80-е годы прошлого столетия люди пытались представить себе будущее, то они воображали, например, что появятся сверхмощные ракеты, необычные самолеты или летающие автомобили, — говорит один из участников форума. — Но никто и не мог представить, как мощно будут развиваться информационные технологии. А летающих автомобилей так и не появилось».

Уже выросло целое поколение молодых людей, которые не могут даже представить себе, как их родители могли жить без Интернета. Для миллионов молодых (да и не только) людей во Всемирной сети сосредоточены работа и развлечения, получение и распространение информации. Коротко говоря — вся жизнь. И конечно, Паутина — это еще и фактор общественно-политической жизни.

События «арабской весны» с легкой руки журналистов уже назвали «революцией 2.0» или «Твиттер-революцией». Возможно, здесь есть определенный перебор, но то, что именно социальные сети сыграли огромную роль в мобилизации протестующих, это факт. Недавно в разговоре со мной председатель 66-й сессии Генассамблеи ООН Нассир Абдулазиз ан-Насер заметил: «В сегодняшнем мире мы имеем развитые коммуникации — Facebook, Twitter. И если раньше можно было что-то делать тайно, то сегодня секретов не остается. Мир стал маленьким». И об этом тоже говорили на форуме в Вильнюсе.

— Диктаторы и их цензоры стремительно теряют почву под ногами, с появлением Интернета слово правды не остановить, — говорит председатель платформы «Диалог Евразия» профессор Владимир СЕРГЕЙЧУК (Украина). — Конечно, можно закрыть неугодные сайты, запугать журналистов, но исторический процесс не остановить. И социальные сети становятся своеобразной взрывчаткой революционных процессов.

«Мы живем в другом мире, — говорит о роли Интернета в нашей жизни самый молодой, 27-летний член турецкого парламент Билаль МАДЖИД. — Еще лет двадцать назад, когда раз в месяц удавалось пообщаться с родственниками, живущими далеко, тем более — за границей, считалось хорошо. Сейчас мы можем общаться сколько угодно через Facebook, Twitter или Skype. И даже неграмотная шестидесятилетняя женщина из слаборазвитого района Турции может попросить меня прислать ей фото через Интернет».

То молодое, «цифровое» поколение, которое появилось на свет после 1990 года, исследователь из Стамбульского университета Сечкин ДЖАНАН, обозначил как «Generation Z». Дети этого поколения и цифровые технологии рождались примерно в одно и то же время. И если поколению Х, родившемуся в шестидесятые- семидесятые годы, нравится чтение, а появившееся на свет в 1980-е гг. поколение Y вдохновлялось различными открытиями, то поколению Z нравится прежде всего общаться. И социальные медиа — результат коммуникации«.

Огромная часть пользователей социальных СМИ, около 45% — это молодежь, люди до 40 лет, рассказывает Татьяна ВРУБЛЕВСКАЯ из Белорусского государственного университета, рассуждая на тему морали в социальных сетях, в которых власть становится доступной каждому, под вопросом оказываются единые ценности, единое мировоззрение, жесткая иерархия в мире. Что имеет как положительный, так и отрицательный эффект. Анонимность участников коммуникации, как правило, делает невозможным восстановление справедливости средствами социальных медиа — и тогда приходится обращаться к правовой реальности...

Будучи инструментом коммуникации, социальные сети делают неизбежным контакт с представителями других культур. И как отметила Оксана БУРАК из Киевского университета им. Бориса Гринченко, этот контакт нередко имеет негативный характер. А социальные сети превращаются в питательную среду для этноцентризма, национализма, расизма и ксенофобии. В конечном счете, именно от пользователей социальных медиа зависит выбор: ненавидеть иного и дальше или выбрать сложный путь терпимости и научиться искусству уважать другого.

Пожалуй, ключевое слово этой встречи — диалог. Диалог культур, национальностей, религий, взглядов, поколений. В конец концов, просто диалог людей. Диалог, который вовсе не предполагает, что все его участники немедленно бросятся в объятия друг к другу и позабудут о всех существующих различиях. Речь о том, что можно — и наверное, нужно — сохранять различия, но отношения строить на основе равенства. Один из главных организаторов форума так и называется: Платформа «Диалог Евразия». По-турецки «Diyalog Avrasya», а сокращенно — DA. Так что слоган «Диалог начинается с „Да“» неслучаен.