На пятницу запланировано оглашение приговора «норвежскому стрелку». Судьба норвежского террориста Андерса Брейвика решится в ближайшее время.
Суд в Осло должен вынести 24 августа приговор в отношении убийцы 77 человек. Его ждет либо 21 год в тюрьме, либо бессрочное лечение. Впрочем, есть перспектива, что и лечение Брейвик будет проходить в комфортабельной камере.
На протяжении всего судебного процесса за Брейвиком наблюдали психиатры, которым предстояло сделать вывод — здоров ли подсудимый психически. Это тот редкий случай, когда защита обвиняемого и он сам настаивали на вменяемости, а не наоборот. Ведь наибольший тюремный срок в Норвегии — 21 год. Если Брейвика сочтут опасным, ему могут «накинуть» еще пять. А вот сроки лечения не регламентированы — и «исцелять» его могут до конца дней.
«Скорее всего, он проведет на принудительном лечении многие годы, учитывая опасность, которую Брейвик представляет для общества, — ранее рассказывал „МК“ норвежский психолог Пал Грендаль. — Если в ходе лечения он пойдет на поправку, мы все равно будем рассматривать его как потенциально опасного субъекта и можем оставить его в клинике под наблюдением врачей». «Я не думаю, — также отмечал он, — что власти выпустят его без каких бы то ни было ограничений. Они просто не возьмут на себя такую ответственность. Этот человек всегда будет охраняться, и за ним всегда будут следить. Да и вообще лечение параноидальной шизофрении занимает очень много времени».
Однако с лечением все непросто. Как заявила Анне Кристине Бергем — представитель лечебницы Дикемарк, специалисты которой ранее не выявили у преступника отклонений, — «если суд признает Брейвика нуждающимся в принудительном лечении, для специалистов клиники это будет означать необходимость повторного обследования». Уже на основании его результатов станет ясно, будут Брейвика лечить или нет.
И даже если убийцу признают невменяемым, то проходить лечение он, вполне возможно, будет не в палате для душевнобольных. А в одной из знаменитых своим комфортом камер норвежской тюрьмы Ила. Сейчас его содержат в трехкомнатном (!) помещении, где в его распоряжении имеются кабинет с ноутбуком без выхода в Интернет, тренажеры и спальня. «Если Брейвик будет приговорен к принудительному лечению, руководство и персонал тюрьмы будут взаимодействовать со специалистами психиатрической клиники Дикемарк, которые будут отвечать за лечение пациента, а тюрьма — за меры безопасности», — отметил начальник тюрьмы Кнут Бьаркейд. Впрочем, предполагается, что будет построен новый блок, в котором Брейвика изолируют от других заключенных — но он и сам не против этого. Как бы то ни было, тюремщики обещают норвежского стрелку гуманное обращение. «Он человек. Имеет права человека. И это касается создания человеческого режима», — говорит представитель пенитенциарного заведения Эллен Бьерке.
В пользу помещения убийцы в тюрьму говорят и чисто экономические показатели. Как подсчитали сотрудники норвежского издания «Aftenposten», лечение Брейвика обойдется налогоплательщикам в четыре раза дороже его содержания в тюрьме. Это касается не только возведения специального корпуса для психически больных, но и затрат на само лечение.
Норвежцы — люди спокойные, однако по ходу процесса над Брейвиком их настроения претерпели изменения. Если на первых заседаниях даже родственники жертв положительно оценивали тот факт, что Брейвику дали высказаться, то слушать его последнее слово никто не пожелал. Как показывают различного рода опросы, значительная часть населения хотела бы видеть Брейвика в заключении пожизненно. И едва ли перспектива того, что через