Спустя год после гибели «Косты Конкордии» следствие подошло к концу

Эта колонка не место для общественного процесса против капитана лайнера, главного подозреваемого в аварии, произошедшей в ночь с 13 на 14 января 2012 года недалеко от острова Джильо.

Но все-таки у нас есть возможность уточнить здесь некоторые моменты.

Первое. Я уверен, что справедливость восторжествует и виновные будут сурово наказаны. Никто не станет обращать внимания на национальность или гражданство подсудимых, как, увы, иногда бывает в России. В случае «Косты Конкордии» разговор о том, что «этот — наш», рискует, напротив, сыграть негативную роль в судьбе капитана Франческо Скеттино.

Второе. Итальянское правосудие еще в октябре закончило технические слушания экспертов, и «процесс века» скоро начнется. Сотни свидетелей вызовут в зал суда, десятки видео- и радиозаписей будут приобщены к делу. Скрыть правду будет попросту невозможно также из-за присутствия на процессе журналистов со всего мира.

Третье. Современные приборы обеспечивают высокий уровень безопасности на борту судов и самолетов. Прогресс не стоит на месте, и скоро благодаря технической эволюции можно будет вовсе обходиться без командиров.

Но пока человеческий фактор серьезно влияет на все аварии. Где его больше — там больше и процент жертв. Не секрет, что ехать в автомобиле крайне небезопасно. К примеру, на российских дорогах гибнут 35—40 тысяч человек в год, что несравнимо с количеством жертв авиа- и морских катастроф — ни в пропорции на душу населения, ни в абсолютных цифрах.

Другой разговор — о причинах катастроф. Здесь масса вариантов. Но сложнее всего простить виновных, когда кто-то хочет продемонстрировать свою смелость (или ловкость) и тем самым провоцирует гибель людей. Помню, в конце 80-х годов наш самолет, возвращаясь из Москвы, начал совершать странные маневры в ночном небе над Римом — примерно как военные истребители над Лондоном в период Второй мировой. Причина пассажирам была непонятна, но мой коллега потом узнал, что командир экипажа просто был пьян. Нам тогда очень повезло, что ничего не случилось.

Итальянские мужчины, оказываясь рядом с красивыми женщинами, становятся легкомысленными и способными на любую глупость. Это наша известная национальная слабость. Достаточно вспомнить, сколько статей было написано газетами всего мира о деталях любовной связи между бывшим премьер-министром Сильвио Берлускони и марокканкой Руби. (Впрочем, лучше не вспоминать.)

Согласно собранным прессой свидетельствам очевидцев, капитан Франческо Скеттино провел часть того трагического вечера 13-го января в компании молодой блондинки из Молдовы. После ужина с ним 25-летная привлекательная танцовщица находилась на капитанском мостике судна, когда капитан следовал старой морской традиции приветствовать друзей, находящихся на берегу. Она называется «поклон».

И тут возникает один фундаментальный вопрос: почему на «Косте Конкордии» системы по предотвращению столкновений были отключены или вообще не работали в опасной зоне моря, где — это знает любой местный моряк — повсюду камни? Ведь огромный лайнер фактически слепо маневрировал среди отмелей.

Кому-то понадобилась дополнительная порция адреналина? И возможно ли, чтобы морские карты, как заявил горе-капитан, были «неправильными»? Да древние римляне плавали здесь десятки веков назад!

После смертельного удара о камни «Коста Конкордия» некоторое время продолжала плыть по маршруту. Потом, слава богу, вернулась обратно (эксперты говорят, что из-за морского течения; Скеттино — что это его заслуга) и застряла у берега острова Джильо, где лежит до сих пор.

В результате крушения погибли 32 человека. Остальные, включая российских туристов, успели себя спасти. По некоторым версиям, если бы приказ покинуть корабль был отдан командой вовремя, спаслись бы все пассажиры. Но нет, экипаж судна упорно старался скрыть от них инцидент, когда лайнер уже тонул.

Как подтвердил бывший президент Судового регистра Энрико Шерни, морская компания, которой принадлежит «Коста Конкордия», не могла не знать о практике «поклонов», которая считается хорошей рекламой. Из-за этого заявления ему пришлось уйти в отставку. И в Италии существует мнение, что в судe капитана Скеттино могут сделать козлом отпущения, чтобы спасти репутацию круизного бизнеса. Думаю, этого не случится, хотя такую «золотую корову», конечно, есть резон защищать. В 2011 г. 6,2 миллиона туристов в Европе выбрали для отдыха круизы. В среднем этот рынок прирастает десятью процентами пассажиров в год. С 2011 по 2014 гг. на судостроительных верфях заказаны 23 судна. Общие вложения — 11 миллиардов евро. В этом туристическом секторе работает около трехсот тысяч человек.

Психологический удар от трагедии «Косты Конкордии» для Италии был очень силен (что-то подобное имело место разве что в 1956 году, с крушением лайнера «Андреа Дория»). Да и произошло все очень не вовремя. После позорных скандалов с Берлускони страна искала хорошие примеры, чтобы сплоченно бороться с тяжелым экономическим кризисом. А открыла для себя капитана Скеттино и его «подвиг»...

Следователи собрали достаточно доказательств того, что итальянский капитан не вел себя так, как сто лет назад его английский коллега Эдвард Смит на «Титанике». Скеттино сбежал с тонущего корабля, его имя стало в СМИ синонимом трусости.

Когда утром 14 января новость о гибели «Конкордии» распространилась, никто сразу не мог в нее поверить. В порту Савоны (пригорода Генуи) «Конкордию» ждали в 7 утра, как уже бывало 233 раза в прошлом. Люди плакали на улицах, не знали, что делать и что думать. Это была настоящая народная драма!

«В Испанию корабль больше не пойдет...» — говорил в слезах своей маме трехлетний Марк, чей детский сад находится прямо над портом. Малыш стал каждый час смотреть информационные программы. «Корабль бам-бам», — повторял он, кажется, бесконечно.

Двумя неделями раньше в Савоне царило совершенно другое настроение. В ночь на 27 декабря 2011 г. из порта одновременно вышли три судна. Одно из них — «Коста Делициоза» — впервые за 10 лет отправилось в 100-дневное кругосветное путешествие (стоимость тура — от 15 до 50 тысяч евро). В порту и вдоль берега собрались многие тысячи людей, потому что снова, спустя много лет, лигурийцы почувствовали гордость за свою область и свои вековые традиции мореходов.

Какой это был спектакль! Какие эмоции, когда «Делициоза», вся в фиолетовых огнях, торжественно отплыла от берега и скрылась в темноте моря под звездным небом! Многим она казалась материализовавшейся мечтой.

Чтобы понять наш восторг, как и глубину драмы «Конкордии», нужно вспомнить, что в Средние века генуэзцы основывали торговые города в Крыму и по всему Средиземноморью. История их морской республики — важная часть истории Италии. Именно в Генуе родился первооткрыватель Америки Христофор Колумб.

Но, что бы ни происходило в жизни, жизнь продолжается. Круизы в Европе пользуются заслуженной популярностью, они безопасны, удобны и по большому счету недороги. Наши круизные лайнеры на самом деле высшего качества — их, конечно, нельзя сравнивать с российской «Булгарией», как, помню, кто-то у вас написал. Шанс отравиться на борту, как это бывает на некоторых известных морских курортах, близок к нулю. Как и перспектива стать пищей для акул. Но, конечно, самое важное для удачного отдыха на любом транспортном средстве — не повстречаться с очередным Скеттино...

Джузеппе Д’Амато, Московский Комсомолец