Школа и «Википедия» — кто кого?

Сегодня, когда у каждого ученика имеется смартфон или планшет с мгновенным доступом к любым информационным и справочным ресурсам, роль учителя как источника знаний стирается…

Что нужно менять в системе среднего образования, чтобы учителя не теряли свой авторитет, а школа — свою роль?

Раньше учитель и учебник были для детей школьного возраста основным, а для некоторых и единственным источником знаний. Да, имелись, безусловно, библиотеки, но далеко не каждый ходил туда, чтобы дополнительно самообразовываться. Сегодня же библиотекой стал Интернет, и пользоваться им, в отличие от пыльного скопища книг, легко и модно. Разнообразнейшая информация, всевозможные курсы и онлайн-лекции — на их фоне школа потеряла свою эксклюзивность. У детей появляется соблазн ткнуть учителя носом в его ограниченные знания, зато у учителя — хороший стимул меняться и развиваться, чтобы не выглядеть в глазах детей отсталым лузером.

Для этого Московский департамент образования сейчас разрабатывает новый проект, который скромно назван «Эффективным учебным планом». Что это такое — об этом «МК» рассказал начальник Северо-Западного окружного управления образования Алексей Анисин:

— Мир меняется, причем стремительно. Отрицать это невозможно и не реагировать нельзя. Мы регулярно озвучиваем данные по столичной системе образования: затраченные миллиарды рублей, почти 900 тысяч учеников, тысячи учителей, квадратные километры школьных площадей… А вот для сравнения — пример виртуального университета «Courcera» (www.coursera.org), в котором совершенно бесплатно (!) читают лекции лучшие профессора самых передовых университетов мира — Принстона, Стэнфорда, университета Колумбии, Пенсильвании и десятков других. Этот проект пока находится в бета-версии, не имеет огромного административного аппарата и сумасшедших денежных вливаний, но за год работы набрал уже пять миллионов учащихся! Такие проекты являются серьезнейшим вызовом существующей системе образования, и в результате мы плавно подходим к «кощунственному», но неизбежному вопросу: а зачем завтра вообще будут нужны школа и учитель? Поэтому очевидно, что школа должна меняться, и понимание этого назревает уже пару десятков лет, за которые стремительно вырос объем окружающей нас информации и облегчился доступ к ней.

Проект Департамента образования «Эффективный учебный план» — это проект, который должен дать понимание, как развивать школу по-новому. В этот проект сейчас отбираются несколько десятков школ, в которых уже сегодня хорошо развиты новые информационные технологии — электронные учебники, дистанционное образование, другие свежие формы учебной деятельности. Взять, к примеру, интенсивный тренинг, который давно и успешно используется во «взрослом» допобразовании, — 2–3 дня интенсивного погружения в какую-либо проблему позволяют гораздо лучше усвоить тему, чем когда она равномерно изучается в течение полугода-года! Ну, или, скажем, дополнительные секции и кружки — почему бы не дать спортивному тренеру или педагогу музыкальной или художественной школы, которые дополнительно посещает ребенок, доступ к электронному классному журналу и право ставить оценки по соответствующему предмету? Это высвободит часть времени школьника на другие дела или отдых! Идей много — их надо брать и реализовывать, тем более что Закон «Об образовании» предоставляет школам чрезвычайную гибкость в построении учебных планов и программ. Стандарт образования ничего не запрещает, а напротив — стимулирует школы к использованию самых современных технологий.

— И на основе работы школ, участвующих в проекте, мы с помощью наших лучших специалистов определим эффективность новых технологий, разработаем другие, улучшим прежние, — продолжает Алексей Анисин. — Участие в проекте — добровольное для школ, и, что характерно, это участие не принесет им никакого дополнительного финансирования — все будет делаться в рамках того, что они и так получают и имеют. Также мы не ставим никаких строго обозначенных задач и целей, которых нужно непременно достичь к какому-то сроку, цель не в этом. Главная цель — нащупать для школы новый путь, учитывающий современные реалии, от которых уже нельзя больше прятать голову в песок и откладывать на потом! Мы не ломаем урочную систему — вовсе нет! Мы просто наполним ее новым содержанием.

При этом проект «Эффективный учебный план» не лишен конкретики, как это может показаться некоторым на первый взгляд. Ряд его результатов, по словам Алексея Анисина, будет вполне осязаемым, конкретным и привлекательным для самих школьников, которые, надо признать, редко бывают довольны инициативами администрации:

— Скажем, одним из результатов использования новых технологий мне бы хотелось видеть свободную субботу! Более эффективный процесс обучения позволит сделать субботу днем отдыха или, по желанию, факультативных занятий. Но именно по желанию! Это очень важно для детей при нынешней загрузке, а особенно для старшеклассников, у которых к школьным занятиям добавляются еще и уроки у репетиторов накануне поступления в вузы.

Пример начала практического применения новых технологий и решения с их помощью конкретной проблемы приводит директор школы №1298 Ольга Ярославская:

— У нас сложное положение в школе — работаем в две смены. Избавляться от второй смены планируем при помощи очно-заочной формы обучения — дистанционных видеокурсов. Сейчас наши лучшие педагоги готовят программы таких курсов. Зачем грузить ребенка во вторую смену, если можно предоставить многое дистанционно?! При этом мы не делаем революцию — скорее, эволюцию. Никуда не исчезают стандарты и требования, а учителей в современные технологии мы втягиваем плавно, чтобы не напугать и не растерять их из-за резких перемен, к которым они могут оказаться не готовы.

Развитие инноваций в школах поддерживает и заслуженный учитель России и директор Центра образования №109 Евгений Ямбург:

— Во всем нужно исповедовать принцип избегания крайностей. Но технологии есть, они развиваются, и как бы учителя «старой формации» это ни воспринимали — с ними нужно учиться жить и ими пользоваться. Как говорится в известной шутке, Америку можно открыть, а вот закрыть — уже не получится... Самый минимум — в виде заданий ученикам по поиску или изучению некоторой информации в Интернете для последующего обсуждения на уроке — освоили уже, наверное, все школы. Но многие действительно идут дальше, и их молодые педагоги разрабатывают различные обучающие методики с использованием информационных технологий. Я разговаривал недавно о новых образовательных технологиях с «Учителем года-2013» Андреем Сиденко: молодой продвинутый парень, он любые гаджеты готов применить в образовательных целях — измерять с помощью смартфона расстояние или собственный пульс на физкультуре, слушать аудиокниги и многое другое.

Но чем же все в итоге кончится? Школа уйдет в виртуальное пространство, а учителей сменят автоматизированные обучающе-тестирующие программы? Конечно же, нет! Никуда не исчезает социальная роль школы — места, которое обеспечивает человеческое общение, обмен мнениями. Общение со сверстниками и с учителями не даст детям «дичать», что происходит со всеми замыкающимися в онлайновом мире. Учителя по-прежнему будут отдавать частичку души, делая нас добрее и лучше, а в образовательном плане они сменят роль с источника знаний на проводника в мире информации — не менее важную и ответственную задачу!

Евгений Балабас, Московский Комсомолец