Слова «мама» и «папа» скоро смогут означать не только степень родства, но и профессию, к которой надо серьезно готовиться.
С начала этого года правительство разрабатывает законопроект о новом институте профессиональных приемных родителей, которые будут иметь соответствующее образование, подготовку, лицензию.
Эта необходимость возникла из-за того, что нынешние воспитатели в приемных семьях — в отличие от усыновителей и опекунов они получают зарплату за свою работу — трудятся по гражданско-правовым договорам. А это означает, что, к примеру, больничный по уходу за заболевшим ребенком они не получают. И если взяли в семью малыша до полутора лет, ежемесячное пособие по уходу за ребенком им тоже не положено. А размер вознаграждения за их труд зависит от региона, где они живут.
В детской деревне «SOS»-Томилино профессия «мама» давно уже стоит в штатном расписании. Мы попросили прокомментировать готовящийся законопроект исполнительного директора детских деревень Николая Слабжанина:
— Я считаю, что новый законопроект поможет решить одну из важнейших задач семейной политики. Ведь люди, выросшие в семье, получают опыт семейной жизни от многих поколений. А те, кто вырос в детском доме или приюте, такого опыта не имеют. Для них «бабушка» и «дедушка», которые могут помочь с воспитанием собственных детей, — это государство. Кукушонок, которого подбросили в другое гнездо, считает, что это и есть правильное поведение.
Определение ребенка в профессионально подготовленную замещающую семью, по мнению Николая Юрьевича, очень важный шаг. Но взрослые, занимающиеся их воспитанием, должны обладать особыми знаниями, умениями и навыками. Просто педагогического или психологического образования здесь недостаточно.
— Главное отличие профессиональной замещающей семьи от просто приемной в том, что ответственность за жизнь и здоровье ребенка остается на детском учреждении, и это дает дополнительный контроль. Между прочим, в России существовала старая форма патроната, когда с приемной семьей заключался трудовой договор, с вытекающими отсюда льготами и ответственностью приемных родителей.
Профессиональная подготовка замещающей семьи позволит совсем уйти от возвратов детей в детские дома, считает наш эксперт. К сожалению, сейчас это одна из основных проблем. К этому приводит погоня за показателями и недостаточная подготовка приемных родителей.
Как происходит отбор и обучение этой профессии в детских деревнях «SOS», рассказала их представитель Елена Егорова:
— Мы размещаем объявление о наборе «SOS-мам». У нас несколько требований, куда входит наличие высшего образования, не обязательно профильного: ведь мама задает социальную планку. Еще важно, чтобы женщина всем сердцем желала поделиться своей нежностью и заботой с детьми. У многих наших «SOS-мам» уже взрослые дети, а любви хватает еще и на приемных. Со всеми откликнувшимися директор деревни проводит собеседование, и только после этого успешные кандидаты отправляются в нашу «Школу мам».
Есть одно из важных условий для потенциального кандидата: нельзя за счет детей решать свои жилищные проблемы. Будущие родители должны иметь собственное жилье, куда они могут уйти на выходные.
— В нашей «Школе мам» основной упор идет на психологию, преподаются у нас педагогика и медицина. Один из обязательных предметов в «Школе» — кулинария, поскольку мы за здоровое питание, — объясняет Елена Егорова. — Обучение длится два месяца, во время которых мы внимательно наблюдаем за потенциальными родителями. Так что не все поступившие в нашу «Школу» могут окончить ее. Следующий этап — стажировка.
Стажировка проходит в уже устоявшихся семьях, в качестве «замещающей мамы». Сначала претендентки знакомятся с семьей под неусыпным контролем «основной мамы», затем, если все в порядке, стажеров оставляют на время выходного или отпуска. На этом этапе тоже происходит отсев, только уже по причине самовывода. Будущие «родители» понимают, что им не по силам будет эта работа. Поэтому к финалу — непосредственно работе в качестве мамы или папы — приходят далеко не все.
Показательно, что в российских детских деревнях «мам» куда больше, чем «пап».
— В основном у нас работают женщины, — отмечает Елена. — Но наблюдается тенденция к образованию полных семей, например, одна «SOS-мама» в томилинской деревне пришла работать вместе с мужем, а другая вышла замуж несколько лет назад, и теперь в доме есть и папа. Еще пример мужского поведения в деревне детям показывает персонал — директор, или дорфмастер — тот, кто и водопровод починит, и полочку повесит.
В детские деревни опека отдает в основном детей-сирот из многодетных семей. На одну «SOS-маму» приходится 5–7 детей, связанных между собой кровным родством. Усыновлять сразу такое количество детей мало кто готов. Но пример семейной жизни необходим всем, что и дает профессиональная «мама».
— Средняя зарплата «SOS-мамы» у нас составляет 25 тысяч рублей, — говорит Елена Егорова. — По затратам на одного ребенка получается гораздо меньше, чем в детских домах или приютах, где приходится несколько взрослых на одного ребенка.
Как и в любой профессии, в работе «мамой» может наступить выгорание: «мама» устает, у нее больше нет сил выполнять свои обязанности. С такими «мамами» в деревне работает психолог, им предоставляется дополнительный отпуск, но если все-таки не отпустило, женщина уходит на пенсию. Однако это не значит, что она бросает тех детей, с которыми провела столько времени. Многие женщины забирают оставшихся воспитанников домой, оставляя дом в детской деревне новым ребятишкам и новой «маме».
Так что профессия «мамы» и «папы» уже существует, необходимо только придать ей официальный статус. Что, надеемся, в скором времени и будет сделано.