Вопрос, поставленный Гарвардским исследователем Эмрахом Алтындишем перед президентом Абдуллахом Гюлем во время визита последнего в США, кого-то обрадовал, а кого-то разозлил.
Однако вопрос не был оценен с точки зрения его тона. Напомним, во время визита Гюля в США (в конце мая) на выпускной его сына в Гарварде, Алтындиш задал вопрос турецкому президенту, предложив ему выступить против жестокости полиции и других несправедливостей в Турции.
Тот факт, что турецким чиновникам невозможно задавать неудобные вопросы и что те, кто пытается это сделать, оказываются под угрозой, вызывает резкую критику как в Турции, так и за рубежом. Это отдельная тема, а сейчас я бы хотела обсудить вопрос Алтындиша с точки зрения методов коммуникации.
Когда мы говорим, мы ориентируемся больше на то, что именно мы говорим, а не на то, как мы это делаем. Но наш тон является более эффективным, чем то, что мы говорим. Если мы не сможем принять это во внимание, мы не можем высказать свою мысль должным образом. Хороший вопрос должен быть коротким. Вопрос Алтындиша занял три минуты, и это уже было ошибкой. Несмотря на то, что его описание происходящего в Турции было абсолютно верным, он оставил адресату слишком широкий диапазон вариантов, чтобы защитить себя. Если бы его вопрос состоял из одного предложения, ответить было бы труднее. Еще одной ошибкой было персонализировать обвинения, задавая вопросы: «Как Вам не стыдно управлять такой страной? Как Вы можете рассказывать нам подобную ложь? Как Вы можете спать по ночам?». Такого рода вопросы равносильны расстрелу перед всей аудиторией.
Третье правило плодотворной беседы состоит в том, чтобы задающий вопросы не выводил свое я на первый план. Это также является основой психологии: нужно пытаться понять человека, который находится напротив вас. Как бы вы к нему ни относились. Подобную напряженную ситуацию можно решить методом «сэндвича». Между двумя ароматными булочками эмпатии нужно вложить начинку с критикой и так подать адресату. Таким образом, вы сможете избежать такой ошибки, как «лишь бы выразить свою злобу», и сумеете получить ответ на заданный вопрос. Например: «Дорогой президент, поздравляю вас с выпуском вашего сына из Гарварда. Было очень приятно встретить вас здесь. Чувствуете ли вы ответственность за других сынов нашей страны, которые погибают от руки государства? Не верится, что вы могли бы поддерживать жесткий разгон протестующих и спокойно спать в такой атмосфере.»