Очередная катастрофа на шахте вызвала широкий резонанс в турецком обществе

В заявлении горнодобывающей ассоциации Турции относительно катастрофы на шахте в провинции Караман говорится, что три горнодобывающие компании вели разработку месторождения без необходимой координации. В заявлении также отмечено, что Минэнерго не принимает никаких мер, чтобы исправить ситуацию.

Авария, произошедшая 28 октября на шахте в провинции Караман, в результате которой 18 шахтеров оказались в ловушке под землей на глубине 375 метров, возобновила дебаты относительно безопасности во время проведения горнодобывающих работ. Катастрофа на шахте в Карамане произошла всего лишь спустя шесть месяцев после крупнейшей техногенной катастрофы в истории Турции на шахте в городе Сома.

Пока эксперты обсуждали возможные причины возникновения аварии, надежды найти выживших шахтеров таяли, даже когда уровень воды в шахте после затопления, вызвавшего аварию, начал снижаться.

Выжившие заявили журналистам, что пока они обедали, галереи угольной шахты неподалеку от города Эрменеке в провинции Караман внезапно затопила вода. Некоторые из них также заявили, что они почувствовали запах газа.

Вода быстро поднялась выше уровня, на котором работали шахтеры. Только спустя 15 часов уровень воды, объем которой оценивается примерно в 11 тыс. кубических метров, начал снижаться благодаря установке дополнительных насосов, отводящих воду из шахты.

29 октября, во время визита в город Эрменек, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что причины аварии будут всесторонне расследованы. Эксперты полагают, что затопление шахты было вызвано недостаточным планированием производства.

Палата горных инженеров (MMO), входящая в состав Союза палат турецких инженеров и архитекторов (TMMOB), заявила, что условия труда на шахте в Эрменеке, ставшие причиной катастрофы, похожи на условия, вызвавшие самую смертоносную аварию на шахте в истории Турции, произошедшую в Соме в мае и унесшую жизни 301 шахтера. По заявлению MMO, как и в Соме, в Эрменеке три компании вели добычу угля, не координируя свои действия с соэксплуатантами. Отсутствие общего плана разработки месторождения, скорее всего, привело к тому, что одна из компаний подошла слишком близко к заполненной водой шахте, заброшенной другой компанией.

В заявлении также подчеркивается, что ответственность за соблюдение необходимого сотрудничества между частными фирмами лежит на Генеральном управлении горнодобывающей промышленности (MİGEM) при Министерстве энергетики Турции, официально собирающем всю информацию о горнодобывающих предприятиях.

«При выдаче лицензий на разработку месторождений MİGEM не принимает во внимание бассейн, где идет добыча угля. Это способствует фрагментированному процессу планирования и эксплуатации. Риски возникновения затопления и появления газа в шахте, с которыми сталкиваются компании, работающие в одном и том же районе, неизвестны и их невозможно предотвратить», — говорится в заявлении MMO.

Бывший председатель MMO Мехмет Торун отметил, что после закрытия рудника в 2000-х годах, MİGEM не обозначило границы старого рудника в данном районе. «Когда новый рудник приблизился к этой старой шахте, затопленной водой, накопленной на протяжении многих лет, стены шахты рухнули и произошло затопление», — пояснил Торун. Другие утверждают, что горнодобывающая компания не предоставила в министерство полную карту галерей, чтобы уклониться от налогов.

Вскоре после возникновения инцидента в район были отправлены спасательные команды и машины скорой помощи.

«В момент происшествия, когда возникла проблема в одной из галерей, в шахте находилось более 40 шахтеров. Некоторым шахтерам удалось выбраться из шахты, но 20 шахтеров остались в затопленной галерее», — заявил губернатор Карамана Мурат Koca в интервью агентству Анадолу. Министр энергетики Танер Йылдыз, министр труда Фарук Челик и министр транспорта Лютфи Эльван прибыли в Эрменек, чтобы контролировать спасательную операцию на шахте. Главная оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) также направила своих представителей во главе с генеральным секретарем партии Гюрселем Текином на место происшествия.

«Воду откачивает только один насос, но этого недостаточно. Второй насос только что был собран. Уровень воды в затопленной шахте продолжает подниматься и увеличивается на метр каждые два часа», — сказал Йылдыз журналистам у входа в шахту вечером 28 октября.

В три часа ночи 29 октября Йылдыз сделал еще одно заявление, отметив, что почти 15 часов спустя после инцидента уровень воды в шахте начал снижаться. «Количество воды, затопившей шахту, составляет приблизительно 11 тыс. кубических метров», — заявил он.

Челик отметил, что в ходе проверки шахты в июне были выявлены восемь нарушений правил её эксплуатации. «Но никто не потребовал приостановить работу шахты», — сказал он, подчеркнув, что источник воды, затопившей шахту, еще не установлен.

«Владелец компании несет ответственность за случившееся», — добавил он.

«Это уже третье затопление на шахте. Этого бы не произошло, если бы были приняты необходимые меры предосторожности», — заявил один из выживших шахтеров.