Пока вы читаете эти строки, кто знает, в какой точке мира Гюркан Генч крутит педали своего велосипеда? Нам посчастливилось связаться по электронной почте с Генчем и взять у него интервью.
Он пересекает пустыню Такла-Макан на велосипеде, публикует фотографии, сделанные им во время путешествия. Вот он на снимках, которые он опубликовал, будучи в мечети Масджид аль-Акса, а здесь он в самых высоких точках мира, куда смог добраться на своем «железном коне». Мы говорим о Гюркане Генче, чья страничка на Фейсбуке заполнена фотографиями, сделанными им по всему свету. Он тот самый сумасшедший турок, который в 2010-2011 годах проехал от Турции до Японии на велосипеде, а через некоторое время после возвращения, в 2012 году, отправился в кругосветное путешествие. За время своего кругосветного путешествия на велосипеде, которое длится уже 940 дней, Генч посетил 28 стран, проехав 34 500 километров. Каждая из его остановок на этом пути отличается своей красочностью. Десятки тысяч людей следят за его интернет-страничкой www.gurkangenc.com и аккаунтом на Фейсбуке, где путешественник описывает все свои дорожные приключения. Когда мы брали у него интервью, воспользовавшись электронной почтой, сам он отдыхал в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии, которая является родиной пророка. Во время своего кругосветного путешествия Генч стал первым турком, добравшимся до мусульманской святыни Кааба на велосипеде и совершившим малое паломничество Умру. Интервью он начал словами: «Далее я отправлюсь в страны Персидского залива».
Оказывается, совершить кругосветное путешествие на велосипеде было мечтой 12-летнего Гюркана Генча. Конечно, поначалу его семья не была в восторге от невероятных замыслов будущего известного путешественника.
Как же ей было не огорчиться? Ведь кругосветное путешествие на велосипеде означает для семьи Генч не видеть их сына годами. «Конечно, это было далеко не то, чего они от меня ожидали… Я должен был жениться, обзавестись детьми и работать. Но сейчас они мною гордятся. Они смотрят фотографии и читают о том, как я смог воплотить в реальность свою мечту. Если бы они не оказывали мне духовной поддержки, то, возможно, я не мог бы совершать этот тур так спокойно и легко», – рассказал молодой путешественник, который планирует завершить начатое в 2012 году турне к 2020 году. По его словам, для него совершенно не важно, сможет ли он уложиться к назначенной им самим дате. «Путешествие закончится тогда, когда я вернусь в Турцию, посетив все места, которые указал на своей страничке в интернете. Мне некуда торопиться», – написал велосипедист.
Совершить столь длинное путешествие, причём на велосипеде, – значит добиваться поставленных целей, идти на принцип. Но Генч утверждает, что его путешествие не имеет такой задачи: «Конечно, на таком длинном пути встречаются препятствия, которые кажутся непреодолимыми на велосипеде, но ты их преодолеваешь, и, таким образом, некоторые цели всё-таки имеют место быть». На вопрос о смысле путешествия, о его значении Гюркан ответил так: «Смысл заключается в том, что на велосипеде вы можете проехать по тем местам, которые кажутся недоступными во время путешествия на машине. С велосипедом эти представления меняются. Отныне невозможное становится возмножным».
«Я стал первым мусульманином и турком, который в ходе своего путешествия на велосипеде доехал до Каабы и совершил Умру», – ответил Генч на вопрос о последней реализованной им цели. Когда мы попросили его изложить остальные, он составил довольно длинный список: стать одним из тех велосипедистов, кому удалось полностью объехать Гоби, Такла-Макан, Каракумы, Табернас, Аравийскую пустыню и Сахару, проехать на двух колёсах по Великому шёлковому пути, зимой достичь на велосипеде Северного полярного круга и ощутить температуру в -57 градусов, взобрался на велосипеде на самую высокую точку мира, доступную для колёс машины. Чтобы справиться с перечисленными задачами, хочешь – не хочешь, а приходится выдвигать на первый план слово «принцип».
Также благодаря специальным разрешениям на въезд в страну сроком на 90 суток, Генч смог изучить вдоль и поперёк такие страны, как Туркменистан, Алжир и Саудовскую Аравию.
Число поклонников Гюркана Генча столь велико, что есть те, кто его узнаёт, встретив на улице. Так, когда он совершал Умру и фотографировался перед Каабой, он ощущал себя велогонщиком из велосипедного клубаTokat, которому кричали: «Гюркан Генч!». Есть турецкие граждане, которые следили за ним через Фейсбук и надеялись с ним встретиться прежде, чем он отправился в путь и покинул Турцию. А те, кто живёт недалеко от места, где проходит маршрут Генча, пишут ему: «Я живу в Эр-Рияде. Хотелось бы встретиться».
Этот необычный человек, которого довольно хорошо знают его поклонники, в любом уголке мира переживает особое приключение. Так, в комментариях он назвал этап своего путешествия, выпавший на Саудовскую Аравию, полным интересных деталей. Один лишь въезд на территорию этого государства – уже история. Ведь Саудовская Аравия – это одна из стран, куда получить визу путешественнику очень сложно. Так, Гюркан Генч был вынужден 4 месяца ждать визу в Саудовскую Аравию, находясь в Иордании. Там нет понятия «туристическая виза», а при получении визы для совершения Умры могут возникнуть проблемы, если вы решите поехать в другой город этой страны. В итоге благодаря помощи сотрудников МИД обеих стран он получил рабочую визу сроком на 3 месяца. В графе «вид деятельности» было написано: «объехать страну на велосипеде». Несмотря на то что въезд в страну был сопряжен с некоторыми сложностями, уже на её территории Гюркан ощутил на себе небывалое гостеприимство. Вот что он сам рассказал: «Алжир и Саудовская Аравия несколько отличаются от других стран. Эти страны закрыты для туристов. В некоторых районах люди впервые видят иностранца и тем более оказывают ему приём у себя дома. Иностранец, приехавший в эту страну, – зачастую турецкий паломник. А мои голубые глаза, как в сериалах у Кыванч Татлытуг, подогревали интерес к моей персоне. Арабский мир восхищается Турцией. Но приписывать это исламу будет неверно. Я побывал также и в других арабских мусульманских странах, среди которых Марокко, Тунис, Палестина и Иордания. Ну а Турцию я вообще объездил на велосипеде вдоль и поперёк. Здесь тоже есть гостеприимство, но оно другое. И вот, по итогам пятилетнего турне, могу сказать, что дело здесь во влиянии туризма».
На вопрос о том, не устал ли он, находясь всё время в седле, не сожалеет ли о своем решении, Гюркан ответил, что он никогда ни о чём не жалел, а когда устаёт, то просто отдыхает. Так, он уже месяц не крутил педали – сейчас он читает книги, занимается своей интернет-страничкой. И вот, путешественник снова планирует оправиться в путь. Говоря о привычной жизни, Генч признался, что очень соскучился по блюдам, которые готовит его мама.
Немаловажным вопросом при таком путешествии является материальная сторона. Называя себя совершенно не богатым человеком, Гюркан Генч сказал, что тратит в день 15–20 лир, а когда ему не у кого остаться на ночлег, он ночует в походной палатке. Вот как он описывает ситуацию: «Основной спонсор пусть и турецкий, но поддержку по большому счету оказывают иностранные компании… Нет такого, чтобы говорили: «Мы дадим деньги, пусть он объездит мир». Есть владельцы компаний, которые просто разделяют эту мысль. В Турции я разговаривал с представителями 700 компаний, но не смог заручиться их поддержкой. Однако после этого прошли годы, и теперь благодаря своему кругосветному путешествию мне дают стипендию на изучение иностранного языка и стипендию путешественника, а каждые 2 месяца я меняю велосипед. А средства на дорогу я получаю благодаря странице в интернете www.gurkangenc.com. Дорогу я описываю на турецком и английском языках, дополняя картину тысячами сделанных мною снимков. И те, кто хочет хоть как-то поучаствовать в реализации этой мечты, оказывают мне поддержку. Желающие рекламируют мою страницу. Там всё видно, ничего не скрыто. Я рассказываю о тех местах, что я посетил и видел».
Приехав в Саудовскую Аравию, Гюркан Генч не захотел её покидать, не совершив Умру. Он был удостоен права совершить своё первое паломничество на велосипеде. Не будем пересказывать слова путешественника, а послушаем его самого: «После прохождения границы из Иордании в Саудовскую Аравию, до Мекки лежал путь в 1600 километров. Вначале я посетил Медину. Отдал дань могиле Пророка. Велосипед я оставил дома у одного из наших сограждан. В Мекку, где я совершил Умру, я также отправился на машине, воспользовавшись помощью одного из наших соотечественников, оттуда я вернулся обратно в Медину. А потом уже на велосипеде из Медины я поехал в Бадр и Джедду. После недельного отдыха в Джедде также на велосипеде я снова направился в Мекку. В тот день я проехал на велосипеде 90 километров и совершил вторую Умру. Когда ступаешь на священную землю и совершаешь поклонение, ты испытываешь невероятное чувство. Прежде чем поехать в Каабу, я отправился на велосипеде из Палестины в Иерусалим, чтобы посетить мечеть Масджид аль-Акса».