Как выяснилось, человек, который приехал в Анкару с двумя террористами-смертниками, совершившими самый кровавый теракт в Турции, с сентября находился под наблюдением полиции.
За водителем Якупом Шахином велась слежка и он находился под электронным наблюдением служб разведки полицейского департамента Газиантепа по подозрению в связях с членами террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).
Полиция следила за теми, с кем Шахин контактировал в Газиантепе. Несмотря на это, Шахину удалось уйти от «хвоста» на 24 часа всего за два дня до нападения, произошедшего 10 октября.
9 октября полиция вновь поймала сигнал мобильного телефона Шахина, что выявило его присутствие в Газиантепе – городе на границе с Сирией. Далее, 10 октября, сигналы, зафиксированные с его сотового телефона, указывали на то, что подозреваемый находился в Анкаре.
Было заявлено, что полиция не смогла отследить сигналы с его сотового телефона в течение 24 часов, в то время, когда Шахин следовал по дороге из города Газиантеп в Анкару. Кроме того, разведывательное подразделение полицейского департамента Газиантепа не проинформировало спецслужбы федерального и анкарского департаментов полиции о поездке подозреваемого в Анкару.
Людские потери от двойного взрыва террористов-смертников, прогремевшего в самом сердце столицы 10 октября, составляют 102 погибших. Тридцать шесть из более чем 500 раненых находятся в отделениях интенсивной терапии в различных лечебных учреждениях.
Издание Cumhuriyet сообщило, что в среду Шахин, давая показания в суде, назвал имена двух лиц, являющихся ключевыми фигурами ИГИЛ, по приказу которых были проведены взрывы. В докладе эти лица обозначены как H.İ.D. и Y.D., один из них также известен под прозвищем Мухаммед Али. Согласно докладу, Шахин вел автомобиль, в котором два террориста-смертника ехали от границы провинции Газиантеп в Анкару за день до нападения.
Власти ранее утверждали, впрочем, без предоставления каких-либо доказательств, что некоторые другие террористические организации, такие как Рабочая партия Курдистана (РПК), возможно, также были соучастниками преступления.
Согласно докладу, Шахин во время допросов в полиции признал свою роль в совершении преступления. Согласно отчету, в своем заявлении он попросил дать ему возможность воспользоваться защитой на основании законов, связанных с защитой свидетелей, и учесть его деятельное раскаяние. Он настаивал на том, что рассказал все, что ему известно об ИГИЛ.
Юнус Эмре Алагёз, сторонник ИГИЛ, являющийся подтвержденным виновником двойного взрыва, прибыл из Сирии в Турцию в сопровождении трех других иностранцев, что было выявлено в ходе расследования, проведенного Управлением Генеральной прокуратуры Анкары. Полиция пытается идентифицировать второго смертника, который предположительно является иностранным членом ИГИЛ, задействованным в атаке.
Оппозиционные партии уже давно обвиняют правительство в оказании поддержки террористической группировке ИГИЛ и попустительстве ее деятельности в Турции.
Согласно отчету, по требованию Шахина другие подозреваемые были удалены из зала суда, когда он давал показания.
По имеющимся сведениям, Шахин также сказал, что может помочь опознать потенциального террориста-смертника, которого он видел в тюрьме ИГИЛ до того, как отправился в Анкару, если ему покажут снимок этого человека.
Как известно из отчета, после теракта Шахин вернулся в Газиантеп вместе с двоюродным братом Хаканом Шахином, который сообщил, что находился в Анкаре на лечении. Известно, что Хакан прибыл в Анкару за два дня до взрыва и остановился в отеле, расположенном в районе Улус.
На фоне непрестанной критики изъянов в работе служб безопасности, имеющих место по вине правительства, четыре человека были арестованы после смертельного взрыва. В настоящее время полиция ищет двух потенциальных иностранных террористов-смертников, сопровождавших организаторов взрывов в Анкаре на их пути из Сирии в Турцию. Согласно тому же докладу, два человека, связанные с H.İ.D., также были арестованы в рамках расследования.
Ибрахим Халиль Aлчай – один из двух подозреваемых, имеющих отношение к H.İ.D. – как сообщается, отверг любые обвинения в связях с радикальной группировкой ИГИЛ, а также в причастности ко взрывам.
Издание приводит показания Алчая, который заявил следующее: «Я знаю H.İ.D. на протяжении трех лет. Он работает бухгалтером. Я продал ему Форд Фокус с номерной табличкой 34DM 8574 за 55 тыс. турецких лир [$ 19 тыс.] и получил деньги лично. Но H.İ.D. не хотел получать документы, подтверждающие продажу автомобиля на его имя. Я не являюсь членом ИГИЛ или какой-либо другой террористической организации».
Согласно докладу, Расул Демир, еще один подозреваемый во взрывах в Анкаре, сообщил в своем заявлении, что именно он представил H.İ.D. своему школьному другу Aлчаю. Демир, который работает бухгалтером в той же компании, что и H.İ.D., сказал: «Я никогда не слышал, чтобы он говорил о какой-либо террористической организации. H.İ.D не появлялся на рабочем месте в течение недели до дня совершения взрыва. Он сказал мне по телефону, у него были кое-какие проблемы, которые ему необходимо решить. Он позвонил мне во второй половине того дня, когда прогремел взрыв. Его голос звучал абсолютно нормально».
Материалы видеозаписи показывают террористов-смертников, прибывших на место атаки
Появились видеозаписи камер наблюдения с главного железнодорожного вокзала Анкары. Камеры, установленные недалеко от того места, где прогремел взрыв, зафиксировали, как смертники вместе вышли из такси. Они были одеты в просторные пальто, скрывающие пояса со взрывчаткой.
Видеоматериалы, которые были собраны в рамках продолжающегося расследования по факту взрывов, показывают последние 10 минут до теракта и дают изображения террористов-смертников и места совершения атаки, зафиксированные с трех различных точек.
На кадрах видеозаписи видно, как Юнус Эмре Алагёз и другой террорист-смертник, чья личность до сих пор не установлена, подъезжают к железнодорожному вокзалу на такси. Две фигуры в больших темных пальто, скрывающих пояса со взрывчаткой, начиненные тротилом и дробью, не останавливаясь подходят к толпе.
Юнус Эмре Алагёз оказался братом шейха Абдуррахмана Алагёза, террориста-смертника, устроившего этим летом взрыв в приграничном городе Суруче, унесший жизни 33 курдских активистов. Как позже выяснилось, Юнус Эмре Алагёз был в полицейском розыске со дня взрыва в городе Суруч.