Памук: Свобода слова в Турции находится под угрозой

Возрастающее давление в неспокойной политической обстановке Турции привело к тому, что все больше потенциальных критиков прибегают к жесткой самоцензуре. Это мнение Орхана Памука и Элиф Шафак – двух крупнейших турецких писателей, получивших международное признание, – прозвучало в недавно опубликованной статье в The Guardian.

Шафак познакомилась с лауреатом Нобелевской премии Орханом Памуком в британской столице, на открывшейся в Лондоне выставке «Музей невинности». В среду издание опубликовало статью Шафак, написанную под впечатлением от недавней встречи.

В своей статье писательница отмечает: «Памук и я, говоря о политике, как будто ходили вокруг на цыпочках. Сейчас на каждого, кто осмеливается высказывать что-либо, отличное от мнения властей, навешивают ярлык «предателя» или «врага народа». Мы оба знаем, что чувствует человек, вынужденный жить под охраной телохранителей из-за своих слов, которые однажды он произнёс в интервью или написал в романе. Каждый поэт, писатель, журналист или ученый в Турции понимает, что за написанную книгу, статью, сообщение или даже репост в Твиттере можно подвергнуться линчеванию в социальных сетях, быть демонизированным средствами массовой информации, предстать перед судом или даже оказаться в тюрьме».

«В результате появляется постоянная самоцензура, которая, как тень, маячит на заднем плане и становится твоим постоянным спутником», – добавила она.

Оба писателя, Шафак и Памук, были привлечены к ответственности за нарушение уже претерпевшей изменения статьи 301 Уголовного кодекса Турции, в которой рассматриваются преступления, связанные с «оскорблением Турецкой Республики», за свои высказывания по поводу событий 1915 года в Османской империи.

В статье упоминалось осторожное критическое высказывание Памука в адрес правящей Партии справедливости и развития (ПСР), которая желает представить себя и своих членов как исламскую и в то же время придерживающуюся передовых взглядов партию. Между тем, по словам писателя, «в архитектуре... мечети – копии лучших образцов классической османской архитектуры являются всего лишь примером неудачного подражания».