Как выясняется, в недавней антитурецкой кампании, прошедшей во многих российских вузах, где учились студенты из недружественной теперь нам «османской империи», оставила след «рука ФСБ». Прокуратура ответила на запрос Совета по правам человека при Президенте, откровенно заявив, что троих турок выгнали из МИФИ на основании решения Федеральной службы безопасности…
Турецких студентов выгнали из МИФИ по решению ФСБ фото: morguefile.com В начале декабря прошлого года трое турецких студентов были отчислены из одного из филиалов Национального исследовательского ядерного университета МИФИ. По словам министра образования Ливанова, это произошло из-за академической задолженности, других мотивов нет. Спустя пару дней и.о. декана факультета иностранных учащихся МИФИ Ольга Чугунова называла «МК» иную причину: «Эти ребята прекратили учебу потому, что им закрыла визы ФМС по неизвестной нам причине». Ну а сегодня глава Совета по правам человека при Президенте России Михаил Федотов получил ответ на запрос СПЧ в Генпрокуратуру по поводу травли турок, учащихся в вузах нашей страны. В письме зам. генпрокурора говорится, что трое студентов Национального исследовательского ядерного университета Московского инженерно-физического института были отчислены на основании решения Федеральной службы безопасности о нежелательности их пребывания на территории Российской Федерации.
Пресс-служба Минобрнауки прокомментировала «заблуждение» министра об академической задолженности для «МК» так: «это была просто путаница, об отчислении по неуспеваемости Ливанов говорил применительно к отчисленным воронежским студентам-туркам, но перед этим был задан вопрос о МИФИ, и ответ посчитали данным на него же…»
Одним из членов группы Совета по правам человека при президенте, подававших запрос в прокуратуру по турецким студентам, была Анита Соболева, доцент кафедры теории и истории права ВШЭ. Вот что она сообщила «МК» по поводу ответа, полученного СПЧ:
— Безусловно, это возмутительная ситуация. Теоретически, конечно, можно представить, что эти ребята вели какую-то, размыто выражаясь, «антироссийскую деятельность», что привлекло к ним внимание ФСБ, но слишком явное и поспешное массовое отчисление студентов-турок после инцидента с самолетом и катастрофически ухудшавшихся отношений между странами говорит совершенно о другом. Если они там якобы могли узнать что-то секретное (МИФИ все же стратегический вуз), то странно, что все сразу, да еще и незадолго до диплома. Неужели в таком университете могут быть какие-то проблемы с формированием программы для иностранных учащихся, не обеспечивающей должного уровня секретности?! Я уверена, что это было исключительно политическое решение, которое не принесло политических плодов, но серьезно навредило тем нашим вузам, которые ведут международную деятельность. Теперь практически любой потенциальный зарубежный студент знает, что, отправившись на учебу в Россию, он может стать инструментом политического давления на свою страну и легко быть отчисленным и высланным. Мы попробуем запросить какие-то подробности о мотивах такого решения ФСБ, но, боюсь, что ответы будут слишком общими и неконкретными…