Ещё в апреле я получил сообщение на автоответчик. Удивительно, но это был первый звонок от моей газеты спустя почти месяц после того, как руководство издания перешло в руки внешней администрации.
Взволнованный, я прослушал оставленное послание. Приятный голос сообщил мне о моём увольнении, добавив, что они не смогли уведомить меня об этом ранее, поскольку я был за границей. Помимо всего прочего, всё тот же приятный голос любезно попросил меня предоставить им корректный адрес моей электронной почты.
Позже я вновь позвонил в редакцию газеты, чтобы узнать причину своего увольнения. Мне сказали, что для этого необходимо оставить адрес функционирующей электронной почты. Я сделал то, о чём меня попросили.
В официальном уведомлении говорилось, что я был уволен по статье 25 части второй закона Турции о труде, изданного под номером 4587. Помимо всего прочего, там также говорилось, что я совершил действия, противоречащие моральным принципам, благим намерениями, верности и правдивости. Я был уволен из газеты, где я работал с 1991 года. Преисполненный негодования, я проштудировал несколько электронных книг по юриспруденции, чтобы всё-таки узнать, какие же преступления я совершил, что заслужил увольнение. Вот некоторые из них: оскорбление владельца или члена его семьи; исполнение служебных обязанностей в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также употребление запрещенных веществ непосредственно в редакции газеты; воровство; ложь и сексуальные домогательства на рабочем месте.
Ознакомившись со списком возможных правонарушений, я вновь позвонил в издание, чтобы поговорить с одним из попечителей, а также выяснить, может ли он предоставить мене хоть какие-то объяснения. Его помощник обещал перезвонить мне, однако до сих пор я всё ещё жду хоть какой-нибудь весточки от него.
Увольнение многих из нас связано с тем фактом, что как только работодатель увольняет вас по статье 25 части второй, вы вмиг лишаетесь всех льгот и пенсий, на которые вы могли бы рассчитывать, проработав десятки лет. Президент Эрдоган не только нагло захватил мою газету Zaman, но и продолжает делать всё возможное, чтобы превратить нашу жизнь в ад, даже после того, как нас уволили без каких-либо выплат и социальных прав.
Правительство Эрдогана захватило контроль над двумя крупнейшими медиагруппами в стране, передав управление ими в руки внешней администрации. В результате всего за считанные часы эти две группы кардинально изменили свою политику, превратившись в рупоры проправительственной пропаганды. Каждый день на первой странице газеты Zaman улыбающийся президент рассказывает людям, как он отчитал канцлера Германии Ангелу Меркель за задержку в переговорах о либерализации безвизового режима, или о гигантских проектах, которым завидуют все европейцы.
Две газеты и два канала группы Koza-Ipek, контроль над которыми ранее захватило правительство, были закрыты всего через несколько месяцев после назначения внешней администрации, в течение которых они вели отвратительную пропаганду Партии справедливости и развития (ПСР). Это всего лишь вопрос времени, когда попечители также прекратят публикацию и некогда крупнейшей газеты Турции.
Когда контроль над Zaman был бесцеремонно передан внешнему руководству, ежедневный тираж издания составлял около 650 тыс. экземпляров. В настоящее время расходится не более 2 тыс. 500 копий, и то с учетом того факта, что почти все они скупаются государственными учреждениями. После захвата Zaman под контролем Эрдогана и его приспешников оказалось порядка 90% печатных средств массовой информации. Что же касается телевизионного вещания, то здесь власть президента практически абсолютна.
Не следует ошибочно полагать, что Эрдоган ослабит свою хватку, как только заставит замолчать все СМИ, вдохновлённые идеями движения «Хизмет». Следует отметить, что «Хизмет» – это религиозное движение, основанное на учении исламского учёного Фетхуллаха Гюлена, которого президент обвиняет в организации государственного переворота, якобы замаскированного под расследование по делу о коррупции.
Эрдогана раздражает любая критика в его адрес, будь она напечатана в газете или выложена в Twitter или Instagram. Две недели назад «Мисс Турция - 2006» Мерве Бюйюксарач была приговорена к 14 месяцам тюрьмы условно за оскорбление президента Эрдогана, которое она «нанесла» стихотворением, размещенным на её аккаунте в Instagram. Главный редактор газеты Cumhuriyet также получил условный срок в 5 лет и 10 месяцев за публикацию секретных правительственных документов.
В начале июня этого года генеральная прокуратура Анкары возбудила расследования в отношении девяти телеканалов и двух газет, которые не раз выступали с критикой в адрес президента Эрдогана и его правительства. Кроме того, эти СМИ остались единственными представителями оппозиционной прессы в стране.
Политики Европейского союза, заседающие в Брюсселе, знают обо всех тех ужасах, происходящих в Турции, и прекрасно понимают, что наша страна уже давно не соответствует Копенгагенским критериям. И в то же время канцлер Германии Ангела Меркель продолжает обещать открывать всё новые и новые главы в отношениях ЕС и Анкары. Сделка проста: Эрдоган будет сдерживать беженцев в Турции, а Евросоюз будет закрывать глаза на попрание турецкой демократии.