Турецкий суд освободил одного из трех сотрудников Sözcü

Стамбульский суд освободил до судебного слушания журналиста газеты Sözcü Бекира Гёкмена Улу.

По мнению Стокгольмского центра свободы (SCF), журналиста освободили благодаря показаниям в его защиту проправительственных обозревателей, включая Фуата Угура, Джема Кючюка, Эрсоя Деде и Хюсейна Гюлердже, которые являются убеждёнными сторонниками президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана.

Слушание в суде по делу сотрудников Sözcü состоялось в 37-ом Верховном уголовном суде Стамбула в среду. Суд заслушал заявления Угура, Кючюка, Деде, Гюлердже и Аныля Эрена Йылдыза.

Редакторы новостей Sözcü Мелда Олгун и Йонджа Йюджекалели также предстали перед судьёй.

Суд вынес предварительное решение, предусматривающее освобождение измирского журналиста Улу под подписку о невыезде. Владельцу Sözcü Бураку Акбаю, который, как считается, покинул страну, грозит до 30 лет тюрьмы по обвинению в организации вооружённой террористической группировки и распространении пропаганды террористической организации.

Между тем проправительственные обозреватели подвергли критике обвинительное заключение в отношении журналистов и сотрудников газеты, дав показания на втором слушании в ходе продолжающегося судебного процесса по делу Sözcü.

Журналисты проправительственных СМИ заявили о недостаточности доказательств, связывающих Sözcü с движением Фетхуллаха Гюлена.

Угур заявил, что, хотя он иногда и спорил с Sözcü, он никак не может с уверенностью сказать, что за «публикациями газеты стоит движение Гюлена». Он также отметил, что Улу не должен находиться в тюрьме из-за его репортажа об отпуске президента Эрдогана, опубликованного перед попыткой государственного переворота, предпринятой в Турции в июле прошлого года.

«Честно говоря, я не вижу никаких веских доказательств его вины в обвинительном заключении. Я считаю, что обвинительный акт не подтверждён уликами и дело должно быть закрыто. Мне ничего не известно о связях Sözcü с Гюленом. Судебное разбирательство должно быть прекращено, пока не нанесён ещё больший ущерб понятию верховенства закона», - пояснил Фуат Угур в суде.

Деде также раскритиковал обвинительный акт, заявив, что предполагаемые связи газеты Sözcü с движением Гюлена, которая якобы получила от него денежные средства, являются «полной ерундой». Он также добавил, что статья Улу об отдыхе Эрдогана была написана в рамках журналистской деятельности.

«Мне стыдно выступать в качестве свидетеля по делу Улу, репортаж которого представляет собой законную журналистскую деятельность», - отметил Деде.

Кючюк назвал обвинения «чрезвычайно нелепыми». «Вы не можете утверждать, что Sözcü сотрудничала с движением Гюлена на основании этого обвинительного акта», - подчеркнул он.

Расследование в отношении издания Sözcü было инициировано 19 мая 2016 года. В рамках операций, направленных против движения Гюлена, власти выдали ордера на задержание Акбая, Олгуна, Улу и Йюджекалели. 22 сентября Олгун была освобождена на условиях испытательного срока.

В обвинительном заключении на 73 страницах, подготовленном прокурором Асымом Экреном, подозреваемые обвиняются в «управлении вооружённой террористической организацией», в «пропаганде вооружённой террористической организации» и в «соучастии в деятельности вооружённой террористической организации, не являясь её членом».

Экрен представил статью Улу с заголовком «Sözcü нашла Эрдогана», опубликованную 15 июля 2016 года как «доказательство», и заявил, что «репортаж способствовал совершению преступления», говоря о попытке вооружённого переворота.

В настоящее время в тюрьмах Турции содержится наибольшее количество журналистов во всём мире. Самые последние данные, зафиксированные SCF, показывают, что, по состоянию на 7 ноября 2017 года, в тюрьмах находились 256 журналистов и работников средств массовой информации, большинство из которых отбывают предварительное заключение. В турецких тюрьмах 231 человек находится под арестом в ожидании суда, в то время, как только 25 журналистов были осуждены и отбывают наказание. Кроме того, в розыск объявлены ещё 135 сотрудников СМИ, которые были вынуждены покинуть страну или скрываться на территории Турции.

После попытки государственного переворота власти Турции задержали десятки тысяч людей по обвинению в предполагаемых связях с движением Гюлена, а также закрыли более 180 средств массовой информации.