Учитель Гёкхан Ачикколлу, который после попытки государственного переворота, предпринятой в Турции 15 июля 2016 года, был замучен до смерти во время содержания под стражей в полиции по обвинению в членстве в религиозном движении Фетхуллаха Гюлена, полтора года спустя был признан невиновным и «восстановлен» на работе.
Как передаёт издание Grihat, министерство образования 7 февраля 2018 года вынесло решение о его восстановлении на работе под номером E.2561776. Официальный документ о восстановлении Ачикколлу был передан администрацией школы, в которой он ранее работал, его жене, также лишившейся рабочего места в соответствии с указом, принятым в рамках режима чрезвычайного положения, объявленного после неудавшегося путча. Таким образом, честь учителя была восстановлена через полтора года после его смерти.
«Ачикколлу задержали 24 июля 2016 года по обвинениям в перевороте и терроризме, он находился под стражей в полиции в течение 13 дней, где следователи неоднократно избивали и пытали его. Он не был допрошен официально, в приёме заявлений ему отказывали. Каждый день его выводили из камеры, чтобы подвергнуть очередным издевательствам. Когда ему становилось плохо, его отправляли в больницу. Задержанный ежедневно рассказывал врачам о том, что происходит, о злоупотреблениях и пытках; однако в некоторых случаях его заявления даже не регистрировались в медицинских отчётах, а доказательства физического насилия скрывались под давлением полиции», - пишет издание.
По данным СМИ, учителя избивали, нанося удары по лицу, в грудную клетку, по рёбрам и голове. Согласно медицинскому осмотру, проведённому до того, как он был заключён под стражу, у него не наблюдалось никаких признаков проблем с сердцем. Тем не менее, причиной его смерти послужила именно сердечная недостаточность. Когда он рухнул в своей камере, службы экстренной медицинской помощи прибыли слишком поздно, хотя, согласно официальным документам, мужчина скончался в больнице.
Глава Фонда защиты прав человека Турции (TİHV) профессор доктор Шебнем Корур Финджаджи написал в своём докладе, что Ачикколлу умер от сердечного приступа, вызванного пытками, которым он подвергался.
Семья Ачикколлу узнала о его смерти, когда их вызвали в Стамбульский институт судебной медицины, где жестокое обращение с учителем продолжилось даже после смерти. Родственникам сказали, что похороны состоятся при условии, что он будет погребён на кладбище, где обычно хоронят предполагаемых «предателей», несмотря на тот факт, что учителя не судили и даже не допрашивали. Его положили в служебную машину и привезли на кладбище, где правительственный имам отказался провести молитвенное служение.
Родным покойного пришлось бальзамировать тело и отвезти его в родной город в провинции Конья на собственной машине. Там имам местной мечети тоже не захотел присутствовать на похоронах из-за запрета Управления по делам религий на проведение «погребальной молитвы над телами предателей». В результате близким и родным пришлось провести все необходимые обряды самим.
Как передает издание turkishminute.com, пытки, жестокое обращение, оскорбительное, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение с людьми, находящимися в турецких центрах содержания под стражей и тюрьмах, стали нормой, а не исключением, в результате роста националистической эйфории и религиозного фанатизма в стране после попытки переворота, в организации которой турецкое правительство обвиняет сторонников движения Гюлена.
После путча власти Турции отстранили или уволили более 150 тыс. судей, учителей, полицейских и других государственных служащих. Министр внутренних дел Турции сообщил 12 декабря 2017 года об аресте 55 тыс. 655 человек. День спустя Министерство юстиции объявило, что судебному преследованию по обвинению в причастности к мятежу подверглись 169 тыс. 13 человек.
В 2017 года суды по всей Турции арестовали 48 тыс. 305 человек по подозрению в связях с движением Гюлена, сказал министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу 2 декабря 2018 года.
«На данный момент число задержанных почти в три раза выше», - сказал Сойлу на заседании по вопросам безопасности в Стамбуле, добавив, что «даже этого недостаточно, чтобы с точностью определить масштабы проблемы».