Мэр Стамбула Экрем Имамоглу из основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) в сотрудничестве с аналитическими центрами подготовил доклад о провале партии на выборах, сообщает обозреватель газеты Cumhuriyet Барыш Теркоглу.
По словам Теркоглу, он прочитал его и резюмировал в своей колонке. Доклад начинается с исследования поведения электората при голосовании и перечисляет группы избирателей, от которых президент Реджеп Тайип Эрдоган получил наибольшее количество голосов. На президентских выборах за Эрдогана проголосовало около 70,1% женщин, носящих хиджаб, в то время как среди малообразованных граждан этот процент составил 62,3%, 62% среди религиозных, 61,3% среди домохозяек и 57,7% среди националистов.
С другой стороны, за кандидата в президенты от основной оппозиции Кемаля Кылычдароглу проголосовали 52% студентов, 57,8% выпускников университетов и 58,3% кемалистов. Однако поддержка зафиксировалась на уровне 33,6% среди тех, кто считает себя религиозным, и 35% среди националистов.
В отчете отмечается, что кампания Эрдогана определила повестку выборов, успешно распространив утверждения о неспособности оппозиции управлять страной в случае ее прихода к власти и возможном последующем хаосе. Кроме того, отклик у электората нашли серьезные обвинения в «сотрудничестве с террористическими группами» в адрес оппозиции. Помимо всего прочего оппозиционная Национальная коалиция недооценила эффективный дискурс правительства о секьюритизации. В докладе говорится, что НРП могла бы применить стратегию «успокоить националистически настроенных избирателей, не причиняя вреда курдам».
Оппозиционная коалиция потеряла доверие в глазах избирателей так как её начали воспринимать как группу политических партий, пытающихся разделить низшие бюрократические кадры и Министерства, не предлагая общих имен для ключевых бюрократических должностей.
В соответствии с докладом, оппозиция должна была сосредоточить гонку вокруг идеи двух разных Турций. Следует подчеркнуть, что во время голосования соревновались не Эрдоган и Кылычдароглу, а скорее бедная, деспотическая и авторитарная Турция и справедливая и демократическая Турция.
В отчете также говорится, что кампания Кылычдароглу была направлена не на победу, а на то, чтобы стать кандидатом и доказать свою кандидатуру. Более того, его кампания не ставила целью разобраться во всевозможных сомнениях, критике и возражениях, обсуждая их на демократической основе. Согласно отчету, кампания Кылычдароглу проводилась репрессивным методом, направленным на подавление и дискредитацию диссидентов внутри оппозиции.
Избиратели уважали Кылычдароглу не как альтернативу Эрдогану, а потому, что его стиль руководства отличался от стиля турецкого лидера. Беллетризованный портрет оппозиционного кандидата, особенно во время второго тура президентских выборов, не был реальным, и его сравнивали с Эрдоганом.
Уход лидера националистической «Хорошей партии» Мерал Акшенер из Национальной коалиции с резкой критикой и ее быстрое возвращение, поведение лидера Партии Родина Мухаррема Индже и крайне правого кандидата Альянса АТА Синана Огана ослабили лояльность молодых светско-националистических избирателей к альянсу.
Кроме того, не удалось наладить выездную мобилизацию, которая могла бы убедить избирателей один на один в манипуляциях и лживой пропаганде правящего альянса.
Далее в отчете подчёркивается, что, хотя средства массовой информации, судебная система и государственные учреждения были на стороне Эрдогана, способом правовой защиты могла бы стать эффективная работа лицом к лицу на местах. Тем не менее, значительное количество энергии и ресурсов было потрачено на кампании в социальных сетях.
Эрдоган был избран президентом, набрав 52,18% голосов против Кылычдароглу во втором туре президентских выборов. Имамоглу стал одним из видных деятелей, выступивших с критикой внутри партии. Кылычдароглу 15 июня в третий раз встретился с Имамоглу, чтобы обсудить процесс съезда НРП.