Турецкий ученый: Дети должны адаптироваться к миру с искусственным интеллектом

В связи с тем, что искусственный интеллект присутствует во всех аспектах жизни, а роботы вскоре появятся в жилых помещениях, многие задаются вопросом, как искусственный интеллект изменит сферу образования.

Профессор Гонджа Кызылкая Джумаоглу, заместитель декана педагогического факультета Университета Йедитепе и заведующая кафедрой компьютерного образования и педагогических технологий, оценила возможности, которые искусственный интеллект предлагает в сфере образования, предоставив информацию об устойчивой экосистеме искусственного интеллекта.

«Обучение искусственному интеллекту необходимо начинать как можно раньше; нам нужно подготовить детей к новому миру искусственного интеллекта. Во-первых, был создан Институт искусственного интеллекта TÜBİTAK (BILGEM-YZE). Затем, в 2021 году, президент принял Национальную стратегию в области искусственного интеллекта, первый национальный стратегический документ в области ИИ. Основной целью стало создание устойчивой экосистемы искусственного интеллекта. Другими важными вопросами является подготовка специалистов в этой области, поощрение социальной адаптации и регулирования, а также ускорение трансформации рабочей силы», — сказала Джумаоглу, подтвердив, что Турция внедряет серьезные инициативы по этому вопросу с 2020 года.

Она также отметила, что людей ждет непредсказуемый мир, когда будет создан общий искусственный интеллект (AGI), а это не очень отдаленное будущее. Эксперты считают, что в мире возникнет серьезная проблема занятости.

«Первое, что понадобится нашим детям, — это новая грамотность. От грамотности в области искусственного интеллекта до новых медиа и цифровой грамотности — у нас не будет препятствий для обучения по остальным предметам», — добавила она.

«Пока мы думаем о том, чтобы принять меры, кажется, что преобразования, связанные с занятостью, которые радикально повлияют на социальную жизнь, уже происходят в нашей жизни. Можно даже сказать, что ИИ сам интегрировался в систему образования. Например, Совет высшего образования опубликовал "Этическое руководство по использованию продуктивного искусственного интеллекта в научных исследованиях и публикационной деятельности". Другими словами, у нас есть руководство по его использованию без включения предмета в учебную программу, потому что мы, как исследователи, и наши студенты активно его используем», — продолжила она.

Профессор указала на возможности, которые искусственный интеллект предложит в среде обучения и образования, помимо системных изменений.

«Персонализированное обучение с помощью ИИ может оптимизировать процесс обучения за счет разработки образовательных методов и материалов, адаптированных к индивидуальным потребностям, скорости обучения, интересам и способностям студентов. В этой модели, принимая во внимание сильные и слабые стороны учащегося, определяются конкретные пути и цели обучения, что гарантирует, что учащийся учится наиболее эффективно. Искусственный интеллект может помочь учащимся исправить свои ошибки. Внимательно наблюдая за прогрессом человека, он может предоставить рекомендации и поддержку. ИИ поддерживает индивидуальное обучение. С другой стороны, он может поддерживать учителей в контексте освоения материала. Например, они могут создавать учебные материалы, разработанные с учетом интересов и сильных сторон учащихся. Дело в том, что все это можно сделать быстро и качественно. Это важная возможность сделать процессы обучения в школе более эффективными. Что касается аналитики обучения, если мы посмотрим на нее с более широкой точки зрения, работа с большими данными станет намного проще с помощью искусственного интеллекта», — добавила она.

Джумаоглу также предоставила информацию о том, что следует охватить в каждой возрастной группе.

«В период раннего детства (3–6 лет) базовые цифровые навыки и знакомство с технологиями можно приобрести с помощью обучающих игр и приложений. В период начальной школы (7–12 лет) алгоритмическое мышление легко развить с помощью простых языков программирования и кодирования. Для цифровой грамотности необходимо развивать навыки безопасного использования Интернета, поиска информации и ее оценки. Чтобы получить новую медиаграмотность, можно развивать навыки понимания, оценки и производства медиаконтента. В средней школе (12–15 лет) можно преподавать базовые концепции и принципы работы искусственного интеллекта, и базовые приложения. Можно затронуть вопросы онлайн-этики, безопасности и конфиденциальности. С точки зрения медийной и информационной грамотности в программу могут быть включены проверка информации, оценка источников новостей и медиакритика. В старших классах (15–18 лет) следует ввести изучение приложений ИИ, анализ данных и машинное обучение, веб-разработку более продвинутых веб-приложений, разработку мобильных приложений и кибербезопасность. Что касается новой медиаграмотности, необходимо также изучить навыки производства цифровых медиа, оценки источников, конфиденциальности и безопасности, авторского права и этического использования, управления цифровым следом, управления социальными сетями и навыков онлайн-коммуникации. В этом процессе семьи и педагоги должны направлять детей и повышать их осведомленность о безопасном и этичном использовании технологий», — пояснила она.