Центр развития гражданского общества Турции (STGM) опубликовал доклад о восприятии организаций гражданского общества.
«Доклад о восприятии гражданского общества в Турции» был подготовлен на основе результатов опроса 3 тыс. 40 человек в 42 провинциях в период с 8 декабря 2023 года по 15 января 2024 года. Согласно докладу, хотя осведомленность общественности о гражданском обществе низкая, работа организаций гражданского общества на местах после землетрясений 6 февраля 2023 года положительно повлияла на общественное мнение о них.
Около 50% участников заявили, что стали относиться к организациям гражданского общества более благосклонно, увидев их работу после землетрясения, и считают, что они действовали более эффективно, чем государственные учреждения, в реагировании на стихийные бедствия. Респонденты также отметили, что организации гражданского общества могли бы быть более активными в реагировании на землетрясение без вмешательства государства.
Общественность связывает гражданское общество с такими понятиями, как «волонтерство», «солидарность», «пожертвование» и «помощь». Такие термины, как «адвокация», «демократия» и «активизм», оказались одними из наименее упоминаемых.
Респонденты не использовали негативный язык в отношении организаций гражданского общества, несмотря на то, что делали в их адрес различные критические замечания. Только 1% опрошенных связывает их с такими терминами, как «миссионерская деятельность» или «иностранное влияние».
В ходе исследования участников спрашивали, какие типы организаций гражданского общества нужны Турции больше всего. Наиболее распространенными ответами стали организации, занимающиеся проблемами бедности, образования и здравоохранения, в то время как основные права и свободы оказались среди наименее упоминаемых потребностей.
Кроме того, 80% участников считают, что организации гражданского общества не оказывают влияния на формирование государственной политики или решение общественных проблем. В докладе отмечается, что эта ситуация обусловлена недостаточным участием организаций гражданского общества в процессах в муниципалитетах, Министерствах и парламенте.
В отчете говорится, что армия является наиболее доверенным институтом, в то время как религиозные общины — наименее доверенными. По уровню доверия организации гражданского общества заняли место чуть ниже правительственных и государственных учреждений.
Участники моложе 35 лет доверяют религиозным лидерам, правящим партиям, муниципалитетам и религиозным общинам меньше, чем участники старше 35 лет. Более молодые респонденты также выразили большее доверие социальным сетям.
Хотя землетрясение положительно повлияло на восприятие организаций гражданского общества, исследование показало, что осведомленность общественности о них весьма ограничена. В докладе указывается, что, хотя организации гражданского общества приобрели известность во время стихийных бедствий, о них мало известно широкой общественности.
Когда участников спросили, что приходит им на ум при мысли о гражданском обществе, они чаще всего упоминали Турецкий Красный Полумесяц (Kızılay) и AHBAP. Исследование также показало, что другие организации, такие как LÖSEV, TEMA и Darüşşafaka, которые заметны в основных средствах массовой информации, являются наиболее узнаваемыми.
Согласно исследованию, 80% населения не контактируют с организациями гражданского общества, а «проблемы в области свободы объединений негативно влияют как на общественное восприятие, так и на осведомленность об организациях гражданского общества».
Опрос показал, что организации с политической принадлежностью пользуются ограниченной общественной поддержкой. Такие организации, как TÜRGEV, Lighthouse (Deniz Feneri) и Humanitarian Relief Foundation (İHH), имеют низкое общественное признание.
Взаимодействие населения с гражданским обществом ограничивается такими видами деятельности, как получение помощи, стипендий и жилья.
На вопрос о том, почему они не вступают в организации гражданского общества, респонденты часто отвечали, что они «колеблются или боятся».
Исследование показало, что, хотя молодые люди знакомы с организациями гражданского общества, они не решаются вступать в них. Эта нерешительность объясняется требованием к организациям сообщать о членстве.
Трудности, с которыми сталкиваются организации гражданского общества при наборе членов или волонтеров, обусловлены проблемами со свободой объединений. Однако в докладе отмечается, что эти проблемы могут разрешиться, если будут созданы условия, поддерживающие расширение гражданского общества.
Результаты исследования показали, что участники, которые взаимодействовали с организациями гражданского общества, имеют более позитивное восприятие и большее доверие к ним. Доверие увеличивается по мере того, как респонденты больше узнают об организациях гражданского общества. Участие в организациях гражданского общества также выше в зависимости от уровня образования и дохода. В настоящее время 36% участников доверяют организациям гражданского общества.