Доклад Мюнхенской конференции по безопасности 2025 года подчеркнул растущее влияние Турции в международной политике, указав при этом на сдвиг в общественном восприятии страны на Западе с заметной тенденцией к более благоприятному.
В соответствии с докладом, опубликованным в преддверии 61-й Мюнхенской конференции по безопасности (MSC), которая должна начаться 14 февраля, все большее число людей в ключевых западных странах, таких как Германия, Великобритания, Франция и Италия, считают Турцию союзником.
Наиболее значительный позитивный сдвиг в восприятии Турции наблюдался в Великобритании, где процент населения, считающего Анкару партнером, вырос с 38% в 2023 году до 47% в 2024 году.
Между тем опрос за 2023 год в Германии показал, что 36% рассматривают Турцию как угрозу, а 27% считают ее союзником. К концу 2024 года эти показатели скорректировались до 31,2% и 32,8% соответственно.
Примечательно, что восприятие Турции является более позитивным в странах, не входящих в НАТО.
Доля людей, которые воспринимают Анкару как союзника, была заметно выше в странах БРИКС по сравнению с членами НАТО.
Однако заметный рост восприятия Турции как угрозы наблюдался в Китае, где этот процент вырос на 5,6%, достигнув 25,5% в 2024 году по сравнению с предыдущим годом.
В комплексном докладе под названием «Многополярность» рассматриваются значительные преобразования, происходящие в международной системе.
«Однополярный мировой порядок во главе с Соединенными Штатами остается позади, а либерализм сталкивается с существенными проблемами», - говорится в докладе.
Появление мощных игроков, конкурирующих за влияние, сопровождался растущей идеологической поляризацией. США, Китай и Россия, а также Индия, Бразилия и Южная Африка позиционируются в докладе как потенциальные мировые державы в формирующемся многополярном мире.
Турция, однако, описывается не как мировая держава, а скорее, как «региональная».
В докладе отмечается, что, хотя такие страны, как Катар, Саудовская Аравия и Турция, не могут считаться «крупными державами», они обладают значительным политическим весом в своих регионах, а иногда и за их пределами.
Кроме того, в докладе представлены страны, которые рассматриваются как сверхдержавы в многополярном мире.
Результаты опроса показывают, что эти представления различаются в зависимости от региона. В таких странах, как Германия, Франция, Великобритания и Италия, большинство населения по-прежнему считает Соединенные Штаты ведущей сверхдержавой.
Среди государств, не входящих в G7, крупными мировыми державами считаются Китай, Россия и Индия.
Доля людей, которые рассматривают Турцию как одну из великих держав, заметно низкая в Германии, Франции, Италии и Великобритании.
Напротив, в странах за пределами Европы процент респондентов, которые позиционируют Турцию как мировую державу, оказался выше.
Дополнительный опрос, представленный в докладе, проливает свет на внешнеполитические предпочтения турецкой общественности.
В Турции 60% респондентов согласились с точкой зрения, что «страна должна отдавать приоритет двусторонним отношениям с другими странами, а не многосторонним инициативам и международным организациям».