После распада СССР структура международной системы трансформировалась из биполярной в однополярную во главе с Соединенными Штатами.
Однако, начиная с начала 2000-х годов, после атак 11 сентября на США, вторжений США в Афганистан и Ирак, мирового экономического кризиса 2008 года, Арабской весны и недавних событий, таких как пандемия COVID-19 и конфликт между Россией и Украиной, лидерство Вашингтона было оспорено некоторыми другими новыми игроками.
Как подчеркивается в Мюнхенском докладе по безопасности 2025 года, мы наблюдаем «многополярность», в которой появляются более влиятельные игроки в международной системе, параллельно со значительной поляризацией между государствами и внутри них. Похоже, что в этой новой многополярной международной системе, где США и Китай являются сильнейшими державами, есть и другие влиятельные державы, такие как Россия, Индия, ЕС, а также региональные державы, такие как Турция, Бразилия, Нигерия, Малайзия, Южная Африка и Иран. Эти страны постепенно наращивали свои экономические, военные и дипломатические возможности, создавая альтернативные центры влияния за пределами западного порядка.
В таком процессе многополярности на системном уровне Турция занимает уникальное положение, которое требует более пристального внимания. Таким образом, турецкая внешняя политика, хотя и пользуется некоторыми преимуществами многополярности, демонстрирует сложную и неопределенную модель.
Традиционно турецкая внешняя политика демонстрировала три основных ответа на такие крупные преобразования. Во-первых, Турция пыталась защитить статус-кво, в частности свои границы и национальную целостность. Во-вторых, Турция стремится действовать в согласии с западными державами, а именно европейскими странами и США, в такие трансформационные периоды. Наконец, Турция уравновешивает ревизионистских игроков другими влиятельными игроками в международной системе.
Масштабным вызовом для турецкой внешней политики станет ее традиционно западно-ориентированное направление. Фактически, эта ориентация явно ослабла, особенно за последнее десятилетие, после нескольких кризисов между Турцией и западными странами. Кажется, что новая структура международной системы, основанная на возросшем числе влиятельных игроков, уже разорвала «западный блок». Сегодня не секрет, что США и ЕС по-разному видят Россию и Китай. В то время как администрация Трампа проводит «обратную Никсоновскую» стратегию в отношении Китая, ЕС, с другой стороны, активно обсуждает военные меры, которые следует предпринять против России без американского участия. В этом контексте, даже если Турция будет проводить ориентированную на Запад внешнюю политику, весьма вероятно, что западный блок не будет поддерживать единую внешнеполитическую позицию, которая у него когда-то была.
Наименее заметный эффект вышеупомянутой многополярности можно наблюдать в традиционной политике балансирования Турции, которая восходит к 18 веку Османской империи. Турция исторически проводила стратегию балансирования между Востоком и Западом, а также внутри самого западного блока. Однако сегодня Турция должна одновременно балансировать между западными и восточными глобальными державами, наряду с автономными региональными игроками, такими как Иран, Израиль и Саудовская Аравия.
В результате трансформация международной системы в многополярный мир стала неизбежной, особенно при Трампе 2.0. Возвращение Трампа в Белый дом, вероятно, ускорит многие из уже видимых трещин в этом развивающемся порядке. Его возобновившийся скептицизм по отношению к НАТО и настойчивое требование, чтобы европейские союзники взяли на себя большую часть оборонного бремени, могут изменить структуру альянса и заставить Турцию лавировать в новых неопределенностях региональной безопасности. Аналогичным образом, нежелание Трампа оказывать постоянную военную помощь Украине косвенно усиливает Россию, заставляя Турцию пересмотреть свою политику в Черноморском регионе. На торговом фронте обещание Трампа восстановить тарифы и возродить протекционистскую повестку дня «Америка прежде всего» будет иметь волновой эффект для Турции, которая стремится к большей роли в глобальных цепочках создания стоимости.
В таком многополярном контексте Турция должна, с одной стороны, углубить свою традиционную политику балансирования, а с другой стороны, подготовиться к новым вызовам текущему статус-кво. Для этого необходимо продолжить инвестиции в оборонную промышленность и увеличить инвестиции в передовые технологии, такие как искусственный интеллект и полупроводники.