Министерство образования Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) 12 апреля пересмотрело дресс-код, приняв неофициально названное «постановление о платках», позволяющее ученикам средних и старших классов носить платки.
Поправка официально разрешает ученикам носить одежду, соответствующую их религиозным убеждениям, при условии, что она не скрывает и не заменяет установленную школьную форму.
Премьер-министр ТРСК Унал Устел подчеркнул, что постановление основано на всеобщих принципах прав человека и защищает религиозные свободы. Он назвал это решением, которое поддерживает индивидуальные свободы и позволяет ученикам одеваться в соответствии со своей верой.
В результате улицы столицы республики стали ареной для протестов и контрпротестов.
Те, кто знаком с этой проблемой, особенно в турецком обществе, поймут, что это часть гораздо более глубокой коллективной травмы. 1990-е годы, период, известный как «Процесс 28 февраля», были отмечены усилением напряженности по поводу религиозного самовыражения, а дискриминация, связанная с ношением платков, достигла пика. Хотя военные не управляли напрямую, они оказывали значительное влияние на политику на протяжении десятилетий. Военное влияние в Турции создало неоправданное давление на консервативное большинство Турции.
После заседания Совета национальной безопасности 1997 года, которое как широко считалось, было организованно военными под предлогом борьбы с «религиозной реакцией», был принят ряд мер. Ректорам университетов и членам судебных органов приказали не допускать студентов в платках в университетские кампусы. Эти указания институционализировали строгую светскую позицию, усиливая барьеры для женщин, которые решили носить платок в государственном образовании и профессиональной жизни.
В следующем году член парламента, носившая платок, была исключена из национального собрания только из-за ее наряда. Только в период с 2007 по 2013 год такие ограничения начали ослабевать после ряда законодательных реформ, проведенных правящей Партией справедливости и развития (ПСР) и поддержанных Партией националистического движения (ПНД).
Совсем недавно обсуждение на турецком Кипре возобновилось после широко распространенного в социальных сетях видео, на котором ученице публично сделали выговор и запретили посещать школу из-за ее платка. Кадры, вызвавшие общественное возмущение, послужили суровым напоминанием о прошлых дискриминационных практиках и пробудили глубокие общественные воспоминания о проблеме проявления религиозной принадлежности в школах.
Недавние дебаты на турецком Кипре восходят к инциденту в марте в средней школе Irsen Kucuk в Лефкоше, где ученица пришла на урок в платке. Учителя выступили против, сославшись на существующие правила дресс-кода.
В ответ Совет министров принял решение внести поправки в существующие правила, чтобы разрешить ношение религиозной одежды в школах. Хотя первоначальное положение было отменено из-за критики со стороны профсоюзов учителей и оппозиционных партий, пересмотренная версия была быстро введена снова. Обновленное положение, которое подтверждает право учащихся носить платки по религиозным мотивам, было опубликовано в «Официальном вестнике» и с тех пор вступило в силу.
Помимо юридических и политических аспектов, история одной ученицы стала символом более широкой общественной напряженности, связанной с обсуждением идентичности и государства. По словам отца Икры Шимшек, чья дочь решила носить платок после учебы, семья полностью поддержала ее решение. Первоначально ей разрешили посещать школу. Однако вскоре она столкнулась с предупреждениями и давлением, и в конечном итоге ей вообще отказали во входе.
Несмотря на ее смелую позицию на публике, по словам ее отца, она много дней проливала слезы из-за обращения с ней в школе. Ее история борьбы привлекла общественное внимание только после того, как появилось видео, на котором учителя отчитывают ученицу из-за ее наряда. Видео быстро стало вирусным в турецких социальных сетях, вызвав широкие дебаты.
Хотя эксперты по правовым вопросам отметили, что недопущение ученика в класс или на экзамен является нарушением основных прав, ранее подобные формы давления оправдывались принципом светскости в стране.
Изменение политики вызвало значительную негативную реакцию, кульминацией которой стали массовые протесты в столице Лефкоше во вторник. Демонстрации привлекли участие профсоюзов, организаций гражданского общества и политических партий, а толпы скандировали лозунги, такие как «Кипр светский и останется светским».
Среди демонстрантов были Мехмет Кучук и Сердар Денкташ, сыновья основателей ТРСК, Фазиля Кучука и Рауфа Денкташа, что свидетельствует о более широком политическом резонансе и обеспокоенности поколений относительно изменения политики.
Элементы одежды не должны скрывать лицо, личность или коммуникативные способности учащегося. Использование одежды, полностью закрывающей лицо (например, паранджи, никаба или вуали), не допускается в образовательных учреждениях ТРСК.
Противники постановления утверждают, что маркировка учащихся религиозными символами «до завершения формирования их идентичности» может спровоцировать проблемы в будущем. Они предупреждают, что новая политика ставит под угрозу светские ценности в системе государственного образования.
Один из участников протестов на этой неделе назвал новое постановление продолжением политики президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в отношении турецкого Кипра, отражая более широкое идеологическое влияние Анкары.
Примечательно, что в ТРСК уже находится колледж Хала Султан, религиозная школа, предлагающая теологическое образование, что демонстрирует, что в существующей системе присутствуют варианты религиозного образования.
Чтобы лучше понять, как эта проблема воспринимается в обществе, стоит взглянуть на юг острова, находящийся под управлением греков-киприотов. В отличие от недавних споров на северной стороне, в южном греческом регионе ношение платков разрешено в общественных местах без ограничений.
В ответ на предыдущие протесты Эрхан Арыклы, лидер Партии возрождения (YDP), провел митинг «Уважение к Родине» перед посольством Анкары в Лефкоше, который послужил демонстрацией поддержки постановления о платках и символическим жестом солидарности с Турцией.
В Турции много лет назад даже терминологии, используемой во время дебатов по поводу платков, было достаточно, чтобы показать кто, какую сторону занимает. Сторонники постановления часто называли его «тюрбаном» (платок в современном стиле), в то время как противники называли его «basortusu» (проблемой традиционного платка). Выбор слов был не просто семантическим — он был политическим.
Теперь турецкий Кипр, похоже, переживает похожую фазу. Однако на этот раз опыт прошлого Турции, похоже, способствует более быстрым и структурированным реакциям в обществе.