Представители профсоюзов учителей Турции 29 апреля прокомментировали в интервью Gazete Duvar «Систему образования века Турции» – новую учебную программу для начальных и средних школ.
Документ был опубликован 26 апреля и будет доступен для общественного обсуждения в течение недели.
Из новой учебной программы было вырезано около 35% материала, теория эволюции ограничена средней биологией, а интегралы полностью исключены из математики.
Это четвертый пересмотр учебной программы за последние 22 года при различных правительствах Партии справедливости и развития (ПСР). Стандартизированные экзамены и образовательные системы неоднократно менялись. Тем временем министр образования менялся девять раз.
Кадем Озбай, председатель Союза работников образования и науки (Eğitim-iş), заявил, что к детям не следует относиться как к подопытным, когда дело касается образования.
Озбай также отметил, что Министерство должно обосновать изменение учебной программы, выявить недостатки и определить потребности нынешней системы образования.
Председатель профсоюза также раскритиковал «идеального ученика», описанного в учебной программе.
«Нужен богословский словарь, чтобы понять формулировку миссии этой учебной программы», — посетовал Озбай.
В учебной программе использовались слова «мораль» 61 раз и «ценности» несколько сотен раз, а «проповеди терпения» отведен целый подраздел.
«Когда мы изучаем язык и формулировки, используемые в учебной программе, мы не можем не задаться вопросом: "Вы воспитываете учеников?" В учебной программе также говорится о заложении основы для воспитания "добродетельных и этичных" людей, что неприемлемо. Страна переживает экономический кризис, и они хотят привить бедным бережливость и терпение, пока они живут в роскоши и избытке», — упрекнул он.
Это одна из многих причин, по которой оппозиционные профсоюзы раскритиковали учебную программу за то, что она служит целям правящей ПСР.
Озбай также подчеркнул, что некоторые цели, изложенные в учебной программе, не соответствуют реальной жизни, например, расширение прикладного обучения в лабораторных условиях.
«На бумаге эта идея кажется прекрасной, но, если говорить реалистично, сколько школ в Турции имеют лаборатории?», - спросил он.
Председатель Союза работников образования и науки (Eğitim-Sen) Кемаль Ирмак указал на противоречия между текстом учебной программы и реальностью государственного образования в Турции.
«Учебная программа ограничивает теорию эволюции, одновременно утверждая, что она построена на "универсальных принципах"», — отметил он.
По словам Ирмака, новая учебная программа является шагом в сторону от универсальных принципов.
Система образования призвана воспитать учащихся с религиозными, моральными и национальными ценностями, не уделяя при этом внимания свободе мысли и убеждений, раскритиковал программу Ирмак.
Новая учебная программа вступит в силу в новом учебном году, начинающемся в сентябре, для первых классов каждого уровня: первого, пятого и девятого классов по турецкой системе 4+4+4.
Министерство образования ранее объявило, что подготовка к реализации новой учебной программы будет завершена в декабре 2023 года. Новый план будет основан на «турецких ценностях» и «освещен нашими моральными ориентирами», отметил министр Юсуф Текин.
Министерство постепенно вырезало информацию, связанную с теорией эволюции, пока в 2016 году она не была полностью исключена из учебной программы по биологии среднего образования.
Проекты учебной программы, опубликованные Министерством, также подверглись критике со стороны Eğitim-Sen за то, что она ставит «креационизм» в центр учебной программы по биологии называя эволюцию одной из «недоказанных теорий».
Согласно теории креационизма, бог или божественное существо создало вселенную и все живые существа в их нынешней форме.