Правительство Турции столкнулось с растущей негативной реакцией после выписки сотен тысяч штрафов за превышение скорости с помощью детекторов на базе искусственного интеллекта во время праздника Курбан-байрам.
Граждане обвинили власти в использовании контроля за соблюдением правил дорожного движения в качестве инструмента получения дохода.
Полученные штрафы, загруженные в режиме реального времени в систему электронного правительства страны, были выписаны радарными устройствами нового поколения, развернутыми по всей стране в пиковый период поездок.
Согласно официальным данным, за один день непосредственно перед праздником Курбан-байрам были оштрафованы более 23 тыс. транспортных средств.
Водители сообщили о получении нескольких штрафов в течение нескольких минут, некоторые из которых составили тысячи турецких лир.
Критики утверждают, что радарные устройства были намеренно установлены в районах с резким снижением скорости — в некоторых случаях до 30 километров в час — и без надлежащих знаков.
Юристы и группы гражданского общества говорят, что эта практика нарушает правовые нормы и равносильна провокации.
Для оспаривания законности штрафов используется решение суда от 2019 года, согласно которому радарное наблюдение должно быть четко видно и обозначено.
В этом постановлении суд Манисы отменил штраф за превышение скорости, обнаружив, что транспортное средство с радаром было скрыто, а на дороге не было предупреждений об ограничении скорости.
Суд пришел к выводу, что такая практика контроля не соответствует принципам верховенства закона и «равнозначна установке ловушки» для водителей.
Юристы утверждают, что этот прецедент может привести к отмене тысяч штрафов, выписанных в период праздника Курбан-байрам.
Министр внутренних дел Али Ерликая заявил, что их цель — «предотвратить смертельные случаи, а не выписывать штрафы», похвалив 99% водителей, которые соблюдали правила.
Однако критики, в том числе деятели правящей Партии справедливости и развития (ПСР) президента Реджепа Тайипа Эрдогана, говорят, что эти меры, по-видимому, ставят сбор доходов выше общественной безопасности.
Противоречие вызвало внутренние дебаты в ПСР, и члены ее Центрального исполнительного комитета, как сообщается, призвали руководство «еще раз пересмотреть цифры».
Некоторые законодатели ПСР признали, что получили большое количество жалоб, в том числе от сторонников партии, на то, что они назвали «ловушками штрафов».
Социальные сети переполнены историями от граждан, которые заявили, что их праздничные бонусы — около 3 тыс. лир, выплаченные правительством — пришлось потратить на уплату штрафов за радары.
Бывший законодатель ПСР Шамиль Таыяр сказал, что ответная реакция объединила граждан по всем политическим направлениям, назвав программу «хитрой» и предупредив, что она подрывает общественное доверие.
Таыяр и другие подчеркнули, что критика направлена не против самих правил безопасности дорожного движения, а против их «вооруженной» реализации способами, которые сбивают с толку и наказывают водителей.
Согласно официальным данным, турецкое правительство собрало 53,5 млрд лир штрафов за нарушение правил дорожного движения за первые четыре месяца 2025 года.
Между тем, новый закон о дорожном движении, разработанный законодателями ПСР, предлагает значительно более суровые наказания.
Если законопроект будет принят, он будет предусматривать штрафы в размере до 30 тыс. лир за превышение скорости и до 60 тыс. лир за перегруженные коммерческие транспортные средства.
Законопроект уже прошел парламентский комитет по правосудию Турции и, как ожидается, поступит в законодательный орган после праздников.
Законодатели от оппозиции назвали его «скрытым дополнительным бюджетом», призванным компенсировать экономический дефицит путем воздействия на граждан посредством штрафов.
Депутат от оппозиции Инан Акгюн Альп предупредил, что в соответствии с предлагаемыми штрафами «некоторые граждане не смогут позволить себе выезжать на своих автомобилях на дорогу».
Альп добавил, что необходимо обеспечить справедливость штрафов, особенно в период высокой инфляции и широко распространенных экономических трудностей.
Министерство внутренних дел Турции заявило, что проверки будут продолжаться до 11 июня при поддержке более 34 тыс. человек личного состава, беспилотников, вертолетов и 1 тыс. 485 мобильных радиолокационных установок.
Ерликая пояснил, что радары установлены каждые 30 километров вдоль основных автомагистралей, подчеркнув, что система предназначена для защиты жизней, а не для наказания граждан.
Тем не менее, критики утверждают, что текущий подход не достигает своей заявленной цели.
Эксперты по правовым вопросам, представители оппозиции и даже члены правящей партии призывают к полному пересмотру политики Турции в отношении радиолокационных систем, прежде чем общественное доверие будет подорвано еще больше.