Европейские суды указывают на шпионаж со стороны связанных с Турцией структур

Недавние решения судов Германии и Австрии, в которых упоминается информация о Турции, собранная австрийскими властями, вызвали новые опасения по поводу слежки за критиками турецкого правительства со стороны связанных с Анкарой европейских организаций.

Турция преследует людей за их деятельность в гражданском обществе с момента неудавшейся попытки переворота в 2016 году, которую президент Реджеп Тайип Эрдоган использовал в качестве предлога для подавления инакомыслия.

В результате кампании внутри Турции были арестованы десятки тысяч человек, и многие бежали, опасаясь судебного преследования. Однако Анкара продолжила следить за ними за рубежом, особенно в Европе, в частности в Германии и Австрии, где большая турецкая диаспора позволила правительству создавать институты, служащие его интересам.

Правовые эксперты заявили, что организации, позиционирующие себя как аналитические центры или культурные и религиозные группы, но на самом деле действующие как орудия пропаганды правительства Эрдогана, превышают свои законные полномочия и совершают преступления.

Немецкий суд в Кёльне 12 мая вынес решение о предоставлении статуса беженца курдскому активисту и, сославшись на информацию из Австрии, отметил, что турецкие власти следят за критиками за рубежом и могут использовать деятельность в немецких организациях в качестве основания для судебного преследования по возвращении.

Другой суд Кёльна 12 мая предоставил статус беженца человеку, преследуемому как член религиозного движения Фетхуллаха Гюлена, и опирался на информацию из той же страны для установления рисков в турецких делах о «терроризме».

Эрдоган преследует последователей движения Гюлена, с тех пор, как в декабре 2013 года разразился крупный коррупционный скандал «Большая взятка», в котором оказались замешаны сам Эрдоган, а также некоторые члены его семьи и ближайшего окружения.

Турецкий лидер, назвав эти расследования гюленистским переворотом и заговором против своего правительства, начал преследовать членов движения. В мае 2016 года он объявил движение террористической организацией и усилил репрессии после неудавшегося путча в июле того же года, в организации которого он обвинил Гюлена. Движение категорически отрицает свою причастность к попытке мятежа или какой-либо террористической деятельности.

Австрийский суд 10 июня приостановил экстрадицию человека в Турцию как недопустимую и воспроизвёл отрывок из официального документа, в котором определённые диаспорские организации названы субъектами, участвующими в выявлении и мониторинге критиков турецкого правительства в Европе.

В официальных данных Австрии о Турции в качестве организаций, помогающих Анкаре шпионить за критиками упоминаются Управление по делам турок за рубежом и родственных общин (YTB), Турецкое агентство по сотрудничеству и координации (TİKA), Управление по делам религий (Diyanet), Союз европейских турецких демократов (ныне Союз международных демократов) (UETD или UID) и Фонд политических, экономических и социальных исследований (SETA).

Согласно представленным данным, YTB и TİKA принимали участие в тайных разведывательных операциях за рубежом, Diyanet помогает выявлять критиков правительства среди турок за рубежом, а финансируемые государством группы, такие как UETD или UID и SETA, собирают информацию о критиках, а не только о предполагаемых членах Гюлена.

Немецкие и австрийские административные суды ссылаются на эти данные при оценке риска и достоверности в делах о предоставлении убежища, экстрадиции и высылке граждан Турции.

Суды воспроизводят или кратко излагают их, чтобы продемонстрировать присутствие этих организаций в Европе и оценить, может ли деятельность диаспоры спровоцировать слежку, сбор информации или судебное преследование по возвращении.

Доктор Хюсейн Демир, председатель берлинской Ассоциации правозащитников, говорит, что недавние решения судов Германии и Австрии имеют более широкие последствия.

«Решения судов Германии и Австрии, в которых упоминается информация о теневых и доверенных структурах турецкой разведки в Европе, имеют серьёзные последствия. Судебные решения и официальные отчёты, ставшие достоянием общественности в последние годы, содержат важный вывод о том, что такие организации, как SETA, DITIB [европейское ответвление Diyanet], UETD или UID, TİKA и YTB, которые, по всей видимости, ведут культурную, религиозную или общественную работу, могут использоваться турецкими спецслужбами для слежки за оппонентами, сбора информации и оказания давления. Это угрожает не только отдельным диссидентам, но и свободе выражения мнений, праву на объединение и праву на безопасную жизнь целых диаспор. Как защитник прав человека, я хочу предупредить общественность о серьёзной угрозе демократическому порядку и основным правам в Европе. Эти организации годами действуют под видом "культурной" или "религиозной" деятельности, фактически выступая в качестве субподрядчиков турецкой разведки. Они следят за диссидентами в диаспоре, собирают информацию и оказывают на них давление. Теперь неоспоримым фактом является то, что эти организации в Европе превратились в тайную сеть слежки, которая нарушает права человека, подавляет свободу слова и заставляет тысячи людей жить в страхе», - сказал он.

По словам Демира, государственные служащие, превышающие свои полномочия в этих структурах, также совершают преступления.

Он добавил, что помимо групп, упомянутых в судебных протоколах, деятельность турецких консульств и преподавателей турецкого языка, назначенных консульствами для слежки за критиками в Европе, вызвала широкую дискуссию в Германии и нанесла ущерб турецко-германским отношениям.

«Деятельность SETA, DITIB, UID или UETD, TİKA, YTB и преподавателей, назначенных турецкими консульствами, должна стать предметом независимого расследования, а финансы, связи и деятельность этих структур, выступающих в качестве субподрядчиков турецкой разведки, должны быть прозрачны, а любая деятельность, нарушающая права человека, критикующая диссидентов и угрожающая общественному миру, должна быть запрещена», — подчеркнул Демир.

Правозащитные организации сообщают о кампании Анкары, которая воздействует на критиков за рубежом посредством депортаций, выдач, уведомлений Интерпола, слежки и давления на семьи, — это схема, которую они называют транснациональными репрессиями.

В Германии полиция провела обыски в домах четырёх имамов Diyanet в 2017 году из-за… подозрения в шпионаже против членов движения Гюлена, однако федеральная прокуратура позже закрыла расследование без предъявления обвинений.

В Нидерландах министр иностранных дел вызвал посла Турции в 2016 году, а Анкара отозвала своего атташе по религиозным вопросам из Гааги после того, как он составил списки предполагаемых сторонников Гюлена, что правительство Нидерландов назвало неприемлемым вмешательством.

В Австрии министр внутренних дел заявил, что прокуратура предъявит обвинения подозреваемому, признавшемуся в шпионаже в пользу турецкой разведки, и намекнул на более широкое расследование связанной с этим деятельности на территории Австрии.

В Европе среди таких дел следует отметить выдачу шести граждан Турции в Косово в 2018 году, а также расследование швейцарскими властями сбора политической разведывательной информации и предполагаемого заговора с целью похищения, связанного с турецкими дипломатами.

Эти данные формируют правовые оценки, так как показывают, что деятельность внутри турецкой диаспоры на европейской территории может вызвать интерес турецких властей и привести к судебному преследованию или жестокому обращению по возвращении, что суды учитывают в контексте данных о стране при оценке риска.