Парламент Турции обсуждает антишпионский законопроект

Турецкий парламент в среду принял на рассмотрение законопроект об изменении закона Турции о борьбе со шпионажем на фоне жарких дебатов по его содержанию.

Согласно проекту закона, впервые представленному правящей Партией справедливости и развития (ПСР), шпионаж является «преступлением, совершенным против государственной безопасности или в политических интересах», что позволяет установить тюремное заключение сроком до семи лет в отношении подозреваемых, признанных виновными в работе на иностранные державы.

Изменения направлены на статью 339 Уголовного кодекса Турции, которая гласит: «Любой, кто получает информацию, которая должна быть секретной, в целях государственной безопасности, внутренних или внешних политических интересов, для политического или военного шпионажа, будет приговорен к тюремному заключению сроком от 15 до 20 лет».

Семилетний срок тюремного заключения увеличивается до 12 лет во время войны, а также если преступление совершено лицами, участвующими в подготовке к войне или стратегически важными подразделениями национальной безопасности.

Статья предусматривает, что для совершения преступления преступник должен действовать в соответствии со стратегическими интересами или инструкциями иностранного государства или организации, и что эта иностранная организация не должна быть создана в соответствии с турецким законодательством.

Прокуроры имеют право начать расследования по указанным обвинениям, но они должны получить разрешение Министерства юстиции на судебное преследование в ходе судебных разбирательств.

Законопроект обсуждается в период усиления шпионской деятельности в стране на фоне палестино-израильского конфликта. Недавно Турция раскрыла несколько сетей Моссад в стране.

Моссад обвиняют в вербовке граждан Турции и людей других национальностей, проживающих в стране, для шпионажа за палестинцами, особенно за людьми, связанными с ХАМАС.

Ранее в этом году власти также задержали нескольких сирийцев, работающих на французскую разведку.

Оппозиция Турция раскритиковала данный законопроект, назвав его «законом об иноагентах». Республиканская народная партия (РНП), считает, что новые формулировки закона расплывчаты и могут превратиться в инструмент политического давления, подавляя инакомыслие и создавая условия для «охоты на ведьм». Они готовы обжаловать законопроект в Конституционном суде. На эту тему довольно жестко высказался глава партии Озгюр Озель, заявив, что его депутаты будут категорически против принятия этого закона.

Предыдущая версия, представленная в мае в рамках пакета правовой реформы, в июне была отклонена, но позже в октябре возвращена на повестку.

ПСР заявляет, что изменения необходимы для «борьбы с новыми видами шпионажа».

«Природа шпионажа изменилась так как теперь он включает преступления, совершаемые с использованием различных методов», — заявили должностные лица партии.

В этой связи часто цитируют дело Метина Гюрджана, которого судили по обвинению в «последовательном раскрытии конфиденциальной информации, касающейся безопасности государства, в целях шпионажа».

Обвинение требовало приговорить Гюрджана к 35 годам тюрьмы, но он был оправдан по обвинению в разглашении государственной информации. Вместо этого его осудили на пять лет тюрьмы за «разглашение информации, которая должна оставаться секретной из-за ее значения для безопасности и политических интересов государства».