Роль Турции в исламском мире на руку России

Встреча в Стамбуле президентов Турции, Афганистана и Пакистана в очередной раз свидетельствует о претензии Турции на роль нового центра исламского мира. Что косвенным образом повышает и вес России, крупнейшего торгового партнера Турции после Евросоюза, считаетобозреватель РИА Новости Дмитрий Бабич.

«Немногие страны способны, как Турция, поддерживать хорошие отношения и с Западом, и с Россией, и с Ираном. Но за последние два года турецкой дипломатии удалось доказать, что в современном мире можно улучшать отношения по всем азимутам, не строя дружбу с Западом в ущерб отношениям с другими цивилизованными странами, — пишет он.

- Оставаясь членом НАТО и, соответственно, союзником США, Турция в прошлом году договорилась о безвизовом режиме с соседней Сирией», при том что «в конце девяностых Анкара сама грозила объявить Сирии войну, если власти в Дамаске не изгонят со своей территории лидера курдских боевиков Абдуллу Оджалана».

Дипломатическиех успехи Турции, по мнению Бабича, во многом основаны «на ее умении интегрироваться в западное сообщество наций, не оскорбляя мусульманских соседей или Россию и не присоединяясь к хору сторонников изоляции нашей страны от международных энергетических и финансовых потоков».

Он напоминает о том, что Турция участвует и в строительстве трубопровода «Южный поток», и «в альтернативном трубопроводном проекте «Набукко», финансируемом и поддерживаемом США и ЕС». Сумев договориться с Москвой, Вашингтоном и Брюсселем, Анкара доказывает, «что навязываемая странам Евразии некоторыми западными идеологами альтернатива — «или мы, или Россия» — не отражает реальности», заключает он. В подтверждение этому он напоминает, что Москва, являясь созником Еревана, «никак не мешала таянию льда между двумя давними противниками» — Арменией и Турцией. Что вряд ли бы стало возможным, «если бы Россия действительно проводила в Закавказье политику «разделяй и властвуй», в которой нас часто обвиняют на Западе».

Он также обращает внимание на западную печать, отмечающую, что «правящая в Турции с 2002 года умеренная исламистская партия Справедливости и развития не оправдала ни одного из связанных с ней страхов». «Успех этой партии и ее лидеров — один из редких позитивных итогов «нулевых» годов для всей системы международных отношений» — говорит в заключении Бабич.